Обзор That Dragon, Cancer: История малыша Джоэла Грина
That Dragon, Cancer — неоднозначная игра. И на момент своего выхода, она вызвала немало споров. Могло даже показаться, что разговоры, окружающие этику игры, затмили собой сам объект обсуждения. Сегодня же я ловлю себя на мысли о том, что про игру не так уж часто вспоминают.
Когда заходит речь об играх, поднимающих серьёзные темы, часто всплывает The Last of Us и её исследование человеческой жестокости; серия Deus Ex, рассматривающая этику аугментации человечества и создания искусственных разумов; Bioshock, осуждающая идеи Айн Рэнд. А еще Spec Ops: The Line, Metal Gear, Life is Strange, Night in the Woods, Her Story, Gone Home, What Remains of Edith Finch и так далее. И все эти игры вполне заслуживают своей славы и внимания, но «That Dragon, Cancer» абсолютно выпала из этого списка. Поэтому я решил сам в неё сыграть и разобраться, является ли эта игра претенциозной безвкусицей или незаслуженно забытым сокровищем.
Содержание
Is this the real life? Is this just fantasy?
Что же такое That Dragon, Cancer? Пожалуй, больше всего она похожа на симулятор ходьбы, однако имеет одно большое отличие. По сравнению с большинством представителей этого жанра, в игре нет традиционного FPS управления. Вместо этого мы лишь можем кликать на определённые предметы, а подходит к ним персонаж самостоятельно — прямо как в Point-and-Click играх. Уверен, что сделано это было во многом из соображений доступности.
Даже если подобное управление непривычно, оно крайне легко в освоении. Геймеры не отдают себе в этом отчёт, но даже обычная навигация в трёхмерном пространстве часто даётся людям не играющим в видеоигры с огромным трудом. В то же время с «That Dragon, Cancer» может ознакомиться практически каждый, даже если он ни разу в жизни до этого не играл.
В «That Dragon, Cancer» нам рассказывают, что для игр является большим исключением, историю реальных людей. Историю самих разработчиков игры — Райана и Эми Грин. Историю их сына Джоэла, который был вынужден с самого младенчества бороться с раком. Историю их сына Джоэла, который эту битву проиграл.
Несложно догадаться, почему «That Dragon, Cancer» вызвала такой ажиотаж на момент своего выхода. Я не помню последний раз, когда игра была столь откровенно биографической, сохраняя события, личности и имена людей, которые живы по сей день или были живы ещё совсем недавно. А также те, которые затрагивали бы тему рака или других тяжёлых заболеваний в столь прямолинейной форме.
Конечно, можно назвать немало тяжелобольных персонажей, поиск лекарства для которых часто и становился отправной точкой невероятных историй и приключений. Но вот чтобы сама болезнь, настоящая серьёзная болезнь, сам процесс и был историей — это редкость. Одним своим существованием «That Dragon, Cancer» перешагнула многие табу, которые игры до сих пор стараются обходить стороной.
Однако и дураку известно, что тема произведения не так важна, как качество его исполнения. Так насколько же удачно игра справилась с подачей такой тяжёлой истории, как борьба реального младенца с раком?
Проблемы геймификации
Справедливости ради, разработчику Numinous Games, как и семье Грин, нужно отдать должное и отнестись с нисхождением. Как я уже говорил выше, своей игрой они ступили туда, куда до них практически никто не ступал. Поэтому они не могли знать о некоторых подводных камнях. В частности, это коснулось эпизодов, где Грины попытались передать свою историю через геймплей.
В одном, отцу снится, как Джоэл летит через космос на связке надутых как воздушные шарики латексных перчаток, избегая пролетающих мимо чёрных опухолей. В другом, Джоэл вместе с мамой катаются по коридорам больницы, будто это гоночная игра наподобие Mario Kart. В следующем — мама пытается объяснить другим своим детям, что происходит с Джоэлом, представив его борьбу с раком в виде битвы отважного малыша-рыцаря со злобным драконом.
Все эти эпизоды имеют за собой важный подтекст и обоснование, к тому же они основаны на реальных воспоминаниях супругов. Эми Грин действительно катала своего малыша по коридорам больницы, действительно рассказывала своим старшим детям историю противостояния Джоэла страшному дракону.
В игре с воздушными шарами ты даже немного понимаешь, как себя чувствовали родители Джоэла направляя его то в одну сторону, то в другую, никогда не понимая, увёл ли ты его от опасности, испытывая вину каждый раз, как очередной шарик лопается, пока болезнь не затмевает собой весь горизонт и ты чувствуешь своё бессилие спасти малыша.
И всё же, очень трудно отделаться от чувства, что это не совсем правильно. Когда Джоэл висит сзади больничной тачки подобно Жестянщику из Безумного Макса или прыгает по платформам подобно Марио, бросаясь копьём в огромных скорпионов, никак не покидает чувство, что тебе дали под контроль реального больного умершего ребёнка и низвели его до уровня игрушки. Становятся понятны все споры по поводу того, было ли это вообще этично делать из истории болезни своего ребёнка платную игру.
Однако, я подумал про себя, беспокоили ли бы меня эти сцены, если бы они были в анимационном фильме? И я понял — нет. Проблема не в самих сюжетах как таковых, а именно в том, что мы имеем над ними непосредственный контроль. Исходя из этого, я не думаю, что игра была результатом работы невероятного циничных родителей, которые решили прославиться и заработать на смерти собственного ребёнка. Скорее, тут сыграла роль самая обыкновенная неопытность разработчиков, которые отважились попробовать сделать то, что до них ещё почти никто никогда не делал.
In Loving Memory
В то время как более игровые и абстрактные уровни игры могут оставить неоднозначное впечатление, «That Dragon, Cancer» сильнее всего проявляет себя там, где высокие метафоры уступают место суровой реальности. Грины не только сами создали игру, написали сценарий и озвучили самих себя в ней — они использовали настоящие фотографии, голоса своих детей, а также аудио из своих семейных видео.
Игра встречает нас диалогом между родителями и старшим братом Джоэла, который не понимает, почему его младший братик всё ещё не умеет разговаривать. Это не заранее прописанный текст, это настоящий разговор. И подобных сцен в игре довольно много.
Пожалуй, самым тяжёлым в игре является эпизод “Обезвоживание”, в котором Райан, отец Джоэла, пытается успокоить плачущего малыша. Однако все попытки тщетны, ему становится только хуже, а плач — плач настоящий, который перерастает в настоящий детский вопль, пронзает тебя до мозга костей. И ты чувствуешь эту боль, этот страх, это ощущение изнеможения, беспомощности, отчаяния.
Если вам хоть раз приходилось самим держать на руках плачущего ребёнка, будь то ваш сын, дочь, младший брат или сестра — вам знакомо это чувство. И даже когда эта сцена заканчивается, остаётся ужасающее осознание, что тебе довелось пережить лишь 5‑минутное эхо того кошмара, через который эта семейная пара проходила годами в течение многочисленных бессонных ночей.
Ошибкой будет думать, что «That Dragon, Cancer» — это история одного Джоэла. Да, основное повествование рассказывает про личные переживания Райана и Эми Грин, однако игра постоянно напоминает о том множестве жизней, которые затронул и оборвал этот дракон, рак. Бродя по коридорам больницы, мы видим фотографии живых людей. Летая над океаном, полным бутылок с записками, мы находим письма с чужими историями. Но сильнее всего отличилась глава под названием “Пробуждение”.
Мы оказываемся в больничной комнате, где Эми убаюкивает Джоэла. Оглядываясь вокруг, мы видим, что комната полна разноцветных открыток. Любую можно открыть и прочитать. Но вместо Джоэла, они адресованы другим людям. Каждая из них. А когда мы выходим из комнаты, то видим, что весь коридор набит этими открытками. Многими десятками открыток. В одних мы встречаем утешительные слова, в других — только даты и имена. Некоторые даже написаны на других языках.
И вот, ты уже не просто в истории Джоэла Грина. Перед тобой открыли целое множество подобных историй. Настоящих историй. Ты понимаешь, что за каждой из этих виртуальных открыток скрываются свои годы лечения и страданий, потери близких людей, невероятная боль утраты. Понимаешь, что рак, а главное — смерть, это не какая-то быль, которая когда-то произошла с кем-то другим. Это что-то, что происходило раньше, происходит прямо сейчас вокруг тебя и продолжит происходить в будущем. Это происходит со всеми и никто от этого не защищён, включая твоих собственных близких и тебя самого.
Вера в чудо
Это не столь важно, однако всё же хочу заметить, что религия играет большую роль в истории игры. Райан и Эми Грин — благочестивые христиане, что нашло отражение как в реальной истории болезни Джоэла, так и в игре. Однако, спешу успокоить, что «That Dragon, Cancer» не выражает никакого мнения по поводу религии — ни хорошего, ни плохого. Никто не будет убеждать вас бежать в церковь спасти свою бессмертную душу, верно и обратное.
Вера является лишь фактом из жизни Гринов. Что-то, что сопровождало их в течение всей этой истории. Эми отдаёт всю себя вере в божественное спасение, в то время как Райан пытается разобраться в своих отношениях со Всевышним во время столь тяжкого периода своей жизни. К религии можно относиться по-разному, однако игра ставит интересный вопрос: что же делать, как правильно себя вести, когда все известные средства себя исчерпали и человеку не остаётся абсолютно ничего, кроме как верить в счастливый случай, в чудо?
Болезни, особенно такие страшные и тяжёлые как рак — это кошмар наяву. Именно в подобные моменты кризиса, люди часто пересматривают свои отношения со вселенной. Вчерашние атеисты встают на колени и устремляют руки к небу, в то время как религиозные люди утрачивают свою веру и отрекаются от бога. Здесь нет правильных и ошибочных ответов.
Подводя итоги
Даже после прохождения игры, она может показаться претенциозной. Представленные в игре монологи и визуальные метафоры наполнены пафосом, который может показаться некстати в автобиографической игре про больного ребёнка. Учитывая, что игра продаётся за деньги, «That Dragon, Cancer» может заставить задуматься об этичности подобного проекта в первую очередь. Я не могу точно знать, что творилось в голове супругов Грин на момент разработки игры. Однако мне не кажется, или, по крайней мере, не хочется думать, что здесь имело место нечто аморальное. «That Dragon, Cancer» представляется мне проектом страсти, криком души, многие ошибки которого вызваны неопытностью и личными волнениями разработчиков.
Ближе к концу истории, Райан говорит о том, что даже больше смерти, его пугает мысль невероятной незначительности человеческого бытия. Как много может значить жизнь одного человека в объёме всего мира, всего космоса? Когда умирает любимый человек, очень трудно принять тот факт, что мир продолжает существовать, что абсолютное большинство людей не знает даже имени этого человека, который для тебя значил всё.
Перед Райаном и Эми Грин не стояла задача рассказать захватывающую историю или создать великолепную игру. Всё, чего они хотели — это рассказать о Джоэле, дать другим людям узнать его, придать его короткой жизни смысл. Они не могли быть объективны в своём рассказе. Каждое событие имело для них куда больший вес, чем для нас, смотрящих со стороны. Однако история Джоэла нашла отклик среди людей. Многие разделили хотя бы ничтожный фрагмент той боли, которую испытали Райан и Эми. Теперь люди знают Джоэла Грина. Теперь он оставил отпечаток и в их душе.
Теперь я понимаю, почему название «That Dragon, Cancer» почти не всплывает в обсуждениях любимых игр. Её тематика тяжела и проблематична, в то время как исполнение — как игровых механик, так и сюжета — время от времени хромает. Но я всё равно считаю, что это невероятно важная игра, в частности, за счёт её искренности и правдивости.
Эта игра даёт осознать, насколько хрупка человеческая жизнь и насколько ценной является каждая минута, которую мы проводим с любимыми нам людьми. Даже если у вас есть какие-то предубеждения по поводу религии или этики игры, их следует оставить в стороне и позволить себе рассмотреть «That Dragon, Cancer» как самостоятельное произведение. Даже если она не пойдёт на вашу полку любимых игр всех времён, на мой взгляд, с ней стоило бы ознакомиться каждому. Я считаю, что о ней нужно помнить. И в чём-то, с неё даже стоило бы брать пример.
PS: Если вам интересно узнать больше о семье Грин, а также о процессе создания игры, в 2015 году был снят документальный фильм «Thank You for Playing«, который рассказывает как раз об этом.