
Президент Дональд Трамп объявил о введении 25% пошлин на все автомобили и автозапчасти иностранного производства, импортируемые в США. Это решение представляет собой значительную эскалацию в глобальной торговой борьбе и может существенно повлиять как на автопроизводителей, так и на потребителей.
Содержание
Детали нового тарифного плана
Новые пошлины вступят в силу 3 апреля 2025 года и будут распространяться на все импортируемые автомобили и легкие грузовики, включая внедорожники. Президент подтвердил, что эти тарифы будут постоянными на протяжении всего его второго срока. Пошлины были введены посредством исполнительного указа и затронут ключевых зарубежных торговых партнеров автомобильной промышленности США, таких как Южная Корея, Япония, Мексика, Канада и Германия.
«Если вы производите автомобили в Соединенных Штатах, пошлин не будет», — заявил Трамп журналистам в Овальном кабинете. Он добавил, что эта мера «приведет к строительству множества заводов в США, в данном случае автомобильных заводов, и вы увидите цифры, которых раньше не видели, как в плане занятости, так и в плане производства».
Влияние на цены и потребителей
По оценкам экспертов, новые пошлины могут значительно повысить стоимость автомобилей для американских потребителей:
- Исследование Комиссии по международной торговле США показало, что 25% пошлина сократит импорт автомобилей примерно на 74% и увеличит средние цены на автомобили на 5%.
- По данным Cox Automotive, пошлины могут увеличить стоимость автомобилей, произведенных в Мексике или Канаде, примерно на $6000.
- Для автомобилей, произведенных в США с использованием импортных деталей, ожидается повышение цены примерно на $3000.
Мэри Лавли, экономист и старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона, отметила: «Мы увидим значительное повышение цен на автомобили и сокращение выбора… Такие налоги сильнее всего ударят по среднему классу и рабочему классу». Она добавила, что все больше семей не смогут позволить себе новый автомобиль, где цены уже в среднем составляют около $49 000, что вынудит их дольше пользоваться стареющими транспортными средствами.

Реакция рынка и автопроизводителей
Объявление о новых пошлинах уже оказало влияние на фондовый рынок:
- Акции General Motors упали на 8% в послеторговое время
- Акции Ford и американские акции Stellantis (материнской компании Chrysler) снизились примерно на 4,5%
- В Азии акции Toyota Motor, Honda Motor и Hyundai Motor упали на 3-4%
Профсоюз United Auto Workers, представляющий рабочих заводов трех крупнейших автопроизводителей Детройта, приветствовал решение Трампа:
«Благодаря этим пошлинам тысячи хорошо оплачиваемых рабочих мест в автомобильной промышленности могут вернуться в рабочий класс по всем Соединенным Штатам в течение нескольких месяцев просто за счет добавления дополнительных смен и производственных линий на нескольких недостаточно используемых автомобильных заводах», — заявил президент UAW Шон Фейн.
Долгосрочные последствия
Эксперты прогнозируют, что к середине апреля могут возникнуть сбои «практически во всем» американском производстве автомобилей, что потенциально приведет к сокращению производства на 20 000 автомобилей в день, что эквивалентно примерно 30% снижению объемов.
Автомобильная промышленность функционирует в глобальном масштабе и развивалась вокруг торговых соглашений, позволяющих заводам в разных странах специализироваться на определенных деталях или типах транспортных средств. Новые пошлины могут серьезно нарушить эти цепочки поставок, особенно в Северной Америке, где торговые соглашения связывают национальные автомобильные секторы с 1960-х годов.
В 2024 году США импортировали пассажирские автомобили на сумму $214 миллиардов. Мексика остается крупнейшим экспортером автомобилей в США, за ней следуют Южная Корея, Япония, Канада и Германия.