Обзор Proteus: Манифест в интерактивной форме (20210625130617 1)

Сегодня игр выходит так много, что за всеми не уследишь. Так или иначе, многое остается за бортом. Однако я стараюсь наверстывать упущенное. К тому же, я нахожу рассмотрение ранее нашумевших игр делом занятным. Интересно разобраться, что же игра собой представляет, когда вся шумиха вокруг нее закончилась, а ход времени позволяет взглянуть на вещи под новым углом. Сегодня такой игрой стала Proteus, которая наделала шума при своем выходе в далеком 2013 году. 


Определение границ

Proteus является одной из прародительниц жанра симуляторов ходьбы, наряду с такими играми как The Stanley Parable, Dear Esther и Gone Home. Быстро оговорюсь — подобные проекты существовали и раньше, однако именно эти игры популяризировали и помогли сформироваться жанру в начале прошлого десятилетия. Каждая подходила к вопросу “игры без классических элементов игры” по-своему и результаты тоже у всех получились разные.

Обзор Proteus: Манифест в интерактивной форме (20210625122839 1)

Чем же отличилась Proteus? Она пошла так далеко, насколько это вообще было возможно. В ней нет истории, вообще. Как и каких-либо форм привычного геймплея. Ни с кем нельзя сразиться, ни с кем нельзя поговорить, ничего нельзя подобрать или что-то построить. Мы не можем делать абсолютно ничего, кроме как ходить и смотреть по сторонам. 


“Что же это за игра такая?”

Можете вы спросить. Вот и восемь лет назад люди спрашивали то же самое. Сегодня мы уже привыкли к подобным минималистичным играм, однако тогда для многих это было чем-то новым и непонятным.

Обзор Proteus: Манифест в интерактивной форме (20210625123227 1)

В своей основе, видеоигры можно грубо разделить на две категории — аттракционы и песочницы. Первые заинтересованы в том, чтобы подарить конкретный линейный опыт. Обычно сюда относят сюжетные игры, однако даже что-то вроде первого Quake тоже сюда подходит. Песочницы же дают игроку инструменты и позволяют определить собственные цели. Самым ярким примером здесь был и остается Minecraft.


Обзор Proteus: Манифест в интерактивной форме (20210625122647 1)

Proteus же находится в лимбо между этими двумя состояниями. Игра хочет подарить определенный опыт и предоставляет для этого в наше распоряжение целый остров, однако нам на нем не предоставляют ни развлечений, ни инструментов. Это парк аттракционов без аттракционов и песочница без песка. 

Обзор Proteus: Манифест в интерактивной форме (20210625124056 1)

Впрочем, я немного вру. Кое-как мы все-таки способны взаимодействовать с островом. Главной особенностью игры является ее адаптивный саундтрек, который может меняться в зависимости от нашего местоположения на острове. Более того, различные места, а также диковинные животные и растения, которые попадаются нам по пути, также обладают уникальными звуками. Все это выливается в динамичное музыкальное сопровождение, которое подстраивается под наши действия.


Обзор Proteus: Манифест в интерактивной форме (20210625124719 1)

В игре есть также несколько специальных событий, которые происходят только при определенных условиях. Например, небо может озариться северным сиянием или из-за далекого дерева на вас выглянет лиса. Эти события не представляют собой чего-то невероятного, однако они вызывают чувство определенного восторга, когда наталкиваешься на них в первый раз.

Игра не стоит свеч 

Конечно, всего этого слишком мало для интересной игры. И даже процедурная генерация острова не спасает положение. Как бы остров не образовывался, он будет оставаться примерно одного размера, примерно с тем же ландшафтом и одними и теми же локациями каждый раз. Уже во время второго посещения, остров становится до боли знакомым и Proteus теряет большую часть своей магии. Может показаться, что это затерянное в бескрайнем океане место таит какие-то тайны, но все гораздо проще. Игра полностью открыта для интерпретации, однако вряд ли хоть одна из них будет каноничной.

Обзор Proteus: Манифест в интерактивной форме (20210625121253 1)

Proteus больше всего напоминает прогулку по безлюдному парку. Вам может быть знакомо это чувство, когда случайно находишь интересное место и с удовольствием исследуешь его. Но затем “дух приключений” быстро сменяется легкой досадой осознания, что тебя в этом месте никто не ждал. Никто не выскочит из-за угла, не будет тебя развлекать, ты не найдешь здесь запрятанных сокровищ или входа в священную гробницу. Это самое обычное место и делать здесь особо нечего.

Обзор Proteus: Манифест в интерактивной форме (20210625123618 1)

Ты глубоко вздыхаешь, еще немного оглядываешься по сторонам, делаешь пару фотографий на память и… идешь дальше. Вот как-то так ощущается и Proteus, одно прохождение которого вряд ли займет более часа.

Подводя итоги


Думаю, Proteus следует рассматривать как манифест. В эпоху царствования “аттракционов”, Proteus продемонстрировала, что вовсе не враги, не уровни и не квесты делают игры играми. Что в основе основ, видеоигра — это взаимодействие с виртуальным пространством, каким бы минимальным оно ни было. Ведь опыт, который Proteus предлагает, может быть испытан только в форме видеоигры.

Обзор Proteus: Манифест в интерактивной форме (20210625124421 1)

На сегодняшний день, Proteus мало чем похвастать, да и на момент своего выхода, она быстро теряла интерес игроков. Я получил свою долю удовольствия от прогулки по загадочному острову и допускаю, что игра может понравиться отдельному типу дзен игроков, которые любят прогуливаться по виртуальным мирам. Но все равно затрудняюсь рекомендовать Proteus к покупке — уж слишком много сегодня есть похожих проектов, которые предлагают гораздо больше интересного контента или стоят дешевле, если не задаром.

Обзор Proteus: Манифест в интерактивной форме (20210625125412 1)

Впрочем, если все вышеописанное вас не напугало, то останавливать я вас тоже не буду — все-таки эта короткая прогулка по причудливому острову в сопровождении неординарного музыкального сопровождения оставила у меня скорее приятные воспоминания.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии