В России могут начать идентифицировать геймеров по телефону, биометрии или через Госуслуги

Группа российских парламентариев, включая представителей Госдумы и Совета Федерации, подготовила законопроект, регулирующий разработку и распространение видеоигр в России. Среди инициаторов числятся депутаты Антон Горелкин, Антон Немкин и Яна Лантратова, а также сенаторы Артем Шейкин, Лилия Гумерова и Наталья Кувшинова. Документ предполагает внедрение новых правил для цифровых платформ, издателей и игроков, включая обязательную идентификацию пользователей и уведомление о содержании игр.
Содержание
Новые требования для платформ и издателей
Как сообщает Ъ, в законопроекте прописано, что платформы цифровой дистрибуции должны предоставить издателям технические возможности для информирования игроков о содержании игр. Пользователей предлагается предупреждать о наличии в играх ненормативной лексики, сцен насилия, жестокости, употребления алкоголя, курения и других потенциально вызывающих негативные эмоции элементов. Также должны быть обозначены аспекты, способные вызвать страх или панику.

Кроме того, издатели видеоигр обязываются проводить идентификацию игроков при авторизации через мобильный номер, систему «Госуслуги» или Единую биометрическую систему. Это требование должно распространяться на все игровые сервисы, действующие в России, независимо от страны происхождения. Закон также предусматривает проведение экспертизы контента для выявления запрещённых в России элементов.
Возможные последствия для рынка
Эксперты выражают сомнения в том, что международные платформы, такие как Steam или GOG, будут соблюдать новые требования. Это может привести к их блокировке на территории России. Представители Ассоциации профессионалов игровой индустрии, включая генерального директора Александра Михеева, отмечают, что такие меры пока преждевременны, так как в стране уже действует эксперимент по добровольной маркировке игр. В рамках этого эксперимента оцениваются такие элементы, как сцены насилия, демонстрация алкоголя и наркотиков, использование ненормативной лексики, а также предупреждения о внутриигровых микротранзакциях.
Негативная реакция рынка
По словам представителей игровой индустрии, разработчики не участвовали в обсуждении законопроекта. Они отмечают, что новые требования могут привести к дополнительным затратам для российских компаний, что поставит их в неравные условия с зарубежными конкурентами. Иностранные издатели, возможно, продолжат работать в России, игнорируя необходимость подключения к национальным системам идентификации, что создаёт дисбаланс в условиях рынка.

В октябре этого года в России стартовал эксперимент по добровольной маркировке игр от Lesta Games, Astrum Entertainment, VK Play и RuStore. Он включает оценку контента на наличие жестоких сцен, сексуальных элементов, употребления алкоголя и других факторов, что уже позволяет пользователям быть более информированными. Однако законопроект предполагает обязательное регулирование, которое может существенно изменить рынок видеоигр в России.