У коронавируса есть много недостатков. Например, принудительная изоляция на две недели. Страх умереть. Неприятные симптомы, порой отличающиеся у разных людей. Но есть один у болезни плюс. Принудительная изоляция на две недели — просто шикарный повод вдоволь объездить Cyberpunk 2077, долгострой от CD Projekt Red.
Игра, которая могла повторить судьбу No Man’s Sky и Aliens: Colonial Marines, ну и Duke Nukem Forever впридачу. Проектов, которые оседлали hype-train, но врезались в стену harsh reality и разочаровали на exit. И теперь вопрос — вышел ли у авторов серии фэнтезийных игр The Witcher хороший киберпанк, хорошая игра, или киберпук вышел, да и всё?
Содержание
Я не фанат серии The Witcher
Для начала скажу, что я НЕ проходил ни одну из частей “Ведьмака”. Я играл в первого, прибалдел на первом уровне и пошёл в Skyrim лечить приобретённый польским игростроем невроз. Поиграл в третьего — понял, что польский игрострой шагнул слишком далеко вперёд, чтобы шутить о нём, и я могу просто залипнуть на неделю безвылазно.
Поэтому решил не рисковать, и после первого же рандомного подземелья прекратил. Ну и кроме того, мне значительно ближе тогда — да и сейчас — шутеры в современной и околосовременной тематике. И Cyberpunk 2077 я откладывал на потом из-за того, насколько меня затянул S.T.A.L.K.E.R Anomaly. Серьёзно, писать обзор, по размерам без пяти минут как димломная, на абы какой мод я бы не стал — ОБЗОР И ГАЙД будут здесь.
Но я понимал, что Киберпанка мне не избежать. Я буквально истекаю слюнями, думая о достойнейшем наследнике Deus Ex, шагнувшего на километровый шажок вперёд. И знаете, что? Первый час игры оставил меня в лёгком культурном шоке. С сенсорной перегрузкой, простите мне мой французский.
Самые-самые первые впечатления
Сразу говорю — я играю уже в версию 1.06 с патчами. И да, я наслышан о том, что на консольках игра идёт в рваных FPS и с графикой, которая играм PS1 прикурить по угловатости даст. А ещё мне известно, что инвесторы подали на CDPR в суд за обман касательно состояния игры на консолях. И очень всё-таки классно, что я делаю обзор на игру, вооруженный этой информацией.
За первый час игры я столкнулся с несколькими графическими глюками, с двумя неподбираемыми предметами — которые, в отличие от мусора вокруг, являлись чипами с денежкой, что особенно обидно. И один раз меня намертво заблокировало в режиме взлома, и я не мог нажать кнопку лифта. Вылечил это дело перезагрузкой сохранения — благо, F5-F9 работает неплохо.
Вкратце о сюжете и создании персонажа
Вдаваться в сюжет я даже не стану, поскольку есть натурально три типа персонажей — и за них история разная. Я начал за кочевника, который пытается справиться с тем, что его клан распался. Предполагаю, распад случился потому, что у моего персонажа-девушки **** был больше, чем у главаря, а грудь объёмнее, чем у его жены.
В прямом смысле слова, не в переносном. Вы можете создать персонажа-девушку с ****** [мужским половым органом]. Или мужчину с ****** [женским половым органом]. Или, если вы совсем извращенец, то девушку с ****** [женским половым органом] или мужчину с… Фу, аж думать об этом неприятно. Суть в том, что кастомизация персонажа детальная, хотя и не такая обширная в генитально-размерном плане, как, скажем, в Conan: Exiles. И — да, если что, прямо на стартовом экране ваш персонаж будет голенький, словно мама только родила. Ну, с причёской и всеми делами. Так что рейтинг 18+ у этого обзора не просто так.
Хотя сразу скажу — материться я не буду. За первые минут 20 игры я начитался матов, будто в спальный район 5 лет назад попал. Это не минус игры, отнюдь, специфику места и открытость обсценная речь передаёт так же роскошно, как в GTA V речь прохожих задаёт настроение при игре за Франклина.
А если вы считаете, что 18+ будет только за маты и стартовый экран — то нет. Секс-сцены, обнажённые и плотно детализированные мужские и женские тела без одежды, демонстрация разных непотребностей в полной мере — CD Projekt Red готовила игру для взрослых, зрелых людей, и она её приготовила.
Игровой мир
И Найт-Сити, скажу я вам словами может и заезженными, но правдивыми как никогда — ощущается главным героем не меньше, чем Ви. Пока пытаешься доехать до квестового маркера, попутно помогаешь полиции разобраться с вымогателями, лутаешь их тела, бежишь по дороге — и тут, внезапно, позади тебя на асфальт шлёпается офисный планктон, решивший, видимо, полетать как птица. И это — первые 15 минут игры в открытом мире.
Спустя 60 часов ты в Найт-Сити становишься на вершине пищевой цепочки. Двойной прыжок — и ты уже не уличный босяк, а ужас, летящий по крышам ночи. Ты перемещаешься по городу быстрее, чем на колёсах, забираешься на небоскрёбы и можешь спуститься с 12 этажа, не используя ни лифт, ни лестницу — исключительно двойными прыжками по рекламным плакатам.
В начале игры тебе страшно было заходить в переулок с тремя бандитами. А спустя двое суток игры ты хочешь зайти в ангар “Арасаки”, который защищён штурмовыми ботами — ты заходишь, оставляя после себя дымящиеся развалины, и пакуешь при этом в инвентарь залутанные легендерные компоненты.
При этом тебе даже не нужно прикасаться к врагу пальцем — CD Projekt очень плотно поработала над механикой взлома. Последний раз такую эффективность я видел, наверное, в ремейке Syndicate. Который я прошёл, да. И гордо являюсь одним из пяти калек, которые эту игру помнят.
Попытки описать геймплей
Суть в том, что взлом ледоколом в Cyberpunk 2077 — чрезвычайно мощный инструмент прохождения. Причём даже бескровный. Вы спокойно можете отвлекать врагов, парализовывать их, оглушать, лишать слуха, зрения, взрывать гранатами, превращать в киберпсихов — и стоять при этом за углом, работая через взломанную камеру наблюдения.
Впрочем, никто не даст вам сразу быть царём и богом. Для взлома высокоуровневых противников — которые в игре водятся в некоторых местах и урон по ним почти никакой — нужно побольше ёмкости памяти. Что главный герой может получить, заменив имплатны на более крутые.
Или установить вместо модуля взлома… модуль замедления времени! И вот это уже совсем чит, поскольку за 12 секунд с 50% слоу-мо вы можете перебить натуральную армию врагов. Правда, замедление сбивается, когда вас обнаруживают. Точнее… ЕСЛИ вас обнаруживают. А стелс в игре очень, очень мощный инструмент для прохождения.
И да, я уже говорил эту фразу, поэтому, наверное, уточню. ЛЮБОЙ путь, который вы выберете для прохождения, позволит вам пройти игру спокойно и с удовольствием. Можете проходить без оружия, только взломом, или замедлять время и рвать врагов голыми руками при помощи импланта “Берсеркер”.
Можете ниндзей прыгать по крышам и метать ножи, отрезая врагам головы уникальной катаной. Можете стрелять из винтовок, пулемётов и пистолетов. Система стрельбы, благо, оказалась намного лучше, чем, скажем, в Fallout 4. Где, в целом, стрельба местами убога — но по большей части отлична. И нет, до Call of Duty всё же Cyberpunk 2077 не дотягивает, к сожалению.
Перестрелки и оружие
К счастью, это не страшно. Ведь ощущения от стволов уникальны, а их весьма большое количество. Игра не претендует на звание лутер-шутера, но механики от него имеет. Количество моделей пушек ограничено, но вместе с уровнем персонажа растёт и уровень находимого оружия и брони. То есть, один и тот же внешне пистолет может иметь урон 15 ил 150 — всё зависит от того, где пистолет был найден и какой уровень был у противника.
При этом глубина крафта кажется неплохой. Вы не сможете создать любую вещь, которая имеется в игре, но где-то 1/3 от общего количества — ещё как сумеете. Но всё же лучшие стволы в игре всё равно находятся в процессе. О том, какую пушку выбрать, я постараюсь рассказать в гайде, но суть в том, что крафт выглядит обширным, но толк от него сильно обрезан.
На этом моменте я пытаюсь словить мысль и как-то структурировать повествование об игре. Но вы должны понять — для меня писать этот обзор всё равно, что пытаться рассказать о Fallout: New Vegas после 500-го часа игры. В моей голове весь Cyberpunk 2077 настолько открыт и очевиден, что я автоматически проецирую свои знания на вас.
Персонажи и сценарий
И едва в силах сдерживать себя от простого потока мыслей, сбивающего всё вокруг, поэтому я продолжу на сценарии в целом. Не на сюжете, но на всём, что его окружает. Персонажи — феноменально прописанные. Графика и лицевая анимация — просто крышу сносят. Мимика и ужимки сразу продают живую историю каждого из тех, с кем Ви будет взаимодействовать дольше двух минут.
И как человек, 75 часов потративший на прохождение по максимуму — и то, часть квестов я загубил — скажу, что таких шикарных проработанных сайд-миссий я ещё не встречал. Да, в Red Dead Redemption они тоже, говорят, топовые. Да, в Witcher 3: The Wild Hunt они великолепные. Но я могу судить по тому, что я попробовал сам. И Cyberpunk 2077 для меня — вершина игростроя по сайд-квестам.
Феноменальные квесты
Добрая половина квестов — обманчиво-примитивна. Взломать компьютер, убить или обезвредить защищённого врага, украсть данные. Это всегда происходит в локации, которая по детализации не уступает местам в Deus Ex (куча альтернативных проходов, мест для взлома, стелса и так далее), но сама задача обычно не вариативная.
И даже в такой задаче будет голосовое сопровождение от фиксера — местного связного по квестам — будет эмоциональная подоплёка, будет интересное описание и награда зачастую неплоха по деньгам. Например, собрать шесть (или семь) разных автомобилей местного такси. Каждая личность — уникальная и затягивающая. А одна — вообще наглая отсылка на GLADoS. И всё.
А есть ведь ещё и необычные квесты. Надо довезти из точки А в точку Б автомобиль. Проще простого. Но из кузова доносится стук. О чём вас не предупреждали. Откроете кузов? Или поедете по месту назначения? А как насчёт возможности проиграть бой с чемпионом, но заработать за это тонну денег? Хотя там такой чемпион… Не важно.
И это я ещё забыл сказать про изучение брейндансов, что тянет на отдельную игру по качеству, детализации и эмоциональной нагрузке КАЖДЫЙ. ЧЁРТОВ. РАЗ.
Даже основной сюжет нелинейный, и позволяет пройти во-первых, три ключевые ветки параллельно, и во-вторых, довести вас до одной из СЕМИ концовок. Прям S.T.A.L.K.E.R какой-то. Со стабильностью Clear Sky без патчей, ага. Суть в том, что вы можете в Найт-Сити окунуться с головой и выплывать не захочется.
И снова о Найт-Сити
А если вас не очаруют обалденные миссии, то сам город засосёт. Представьте себе самую обалденную локацию, которую вы знали. Самую детализированную, самую живую, уютную, вовлекающую и отталкивающую одновременно. Скажем, особняк из первого Resident Evil. Или Вайтран. Или cs_assau… шучу, но суть понятна.
Так вот. Возьмите это ваше любимое место — и растяните его на площадь где-то 30х30 км. А потом ещё на пол-километра вверх. У Cyberpunk 2077 есть гигантское преимущество в виде временного промежутка — и, скажем, гигантские здания а-ля мегабашни из “Судьи Дредда” в игре имеются в достатке. И в них можно зайти! И изучить их! И квесты там есть.
Просто изучая улочки, можно наткнуться на сайд-миссии, на легендарные вещи, или можно пресечь преступление. Даже выехав на пустоши, легко найти приключения на свою задницу — облутать упавший спутник, добыть тело убитого парня для похорон, или освободить нарушителя границы, которого везли с Ульфриком Бурев… стоп, не та игра. Но нарушителя границы освободить будет можно. Не того, но можно.
И да, поначалу, по карте, Cyberpunk 2077 выглядит скромно и даже мелко, если попытаться наложить её на, например, карту из Far Cry: New Dawn. Но точно так же карта Gothic I выглядит мелко. А потом понимаешь, что она детализирована до жути, и всё, ты погряз в Миртане, попивая у себя в квартале. Или поедая? Всё возможно в нашем лагере, брат мой. Вот, возьми болотной травы!
Графика, музон и оптимизон
Знаю, что на консольках игра выглядела, как порт на калькулятор TI-86. На ПК мне посчастливилось играть в неё на, простите, RTX 3090. И мать мою за усы, некоторые сцены — особенно в ночных клубах, меня на слезу от красоты чуть не пробили. Просто сижу и пялюсь на кинофильм, челюсть на полу, глаза в мониторе, 10 из 9.
Но даже без RTX-технологий и топовой видеокарты нынешнего поколения от ASUS, игра всё равно выглядит феноменально. Если бы не обилие глюков — которое исчезнет через пол-годика — я бы растворялся в Cyberpunk 2077 с концами. Но это в том числе и заслуга именно что детализации. Районы выглядят уникально, прохожие генерируются неповторимо, транспортные средства шикарны.
И музыка. Обалденная. Эмбиенты, в бою, при перемещении по городу. Но особенно мне запала озвучка первой постельной сцены — с песней на фоне, где вокалистка просто едва мелодично орёт в микрофон “I f**k you, I f**k you, I f**k you, I f**k!”, снова и снова. Вот ЭТО, господа, ПАНК. Снаружи есть КИБЕР, в бутылке есть ПАНК. Снимаю шляпу, шалость удалась.
Правда, оптимизон не завезли. На версии 1.06, на которой я прошёл всю игру, процессор AMD Ryzen 5 3600X не позволял игре даже на RTX 3090 в 2К разрешении взлететь выше 40 кадров в среднем. Когда я видеокарту вернул и переехал на GTX 1080 Ti, то… ничего не изменилось. Правда, когда переехал на монитор 4К, то получил вообще 20 кадров, без RTX, на минималках. Ну такое…
Проблемы, баги и кривоватости
И ещё отдельно кину палку в огород управлению. Во-первых, управление автомобилями невероятно убогое. Ущербное. Уматово плохое. Думаю, это тоже вина нехватки времени, потому что на консольках, говорят, управлять транспортом в разы лучше. Но если играете на ПК, то, скажем, миссии с гонками будут одним из худших, что вы когда-либо сыграете в хоть немного солидном проекте.
Управление менюшками — убогое. Массово создавать вещи нельзя, на создании вообще есть какой-то непонятный таймер. Который можно убрать, покопавшись в INI-файле, но зачем он там изначально, я не понимат. Вашу мат. Сортировки по вещам не хватает, в целом интерфейс надо допиливать. Но это, собственно, касается всей игры.
Если же всё-таки поговорить о багах, которые, меня действительно вывели из себя — это баги по стелсу. Я много раз оказывался обнаруженным из-за багов, а я в стелс-играх весьма неплох — благо, проходил и Skyrim, и Deus Ex, и Far Cry по-тихому многократно. И когда меня замечает противник через твёрдую стену, или он же видит тело коллеги, спрятанное в мусорке.
Или оглушенный враг оказывается мёртвым из-за того, что его дружок начал ни с того ни с сего стрелять в пол, матерясь и кидая гранаты в никуда — и это срывает мне дополнительное условие в миссии, где задачей было «не убий, но укради»…
В общем, в Cyberpunk не хватает баланса. Не хватает логики. Очень не хватает напильника. Некоторые вещи просто абсурдные. Отсутствие глушителей на снайперские винтовки (за исключением одной), баланс крафта, способы нахождения деталей, абсолютно сломанное создание скриптов. Надо напильник и долго. К счастью, процесс пошёл, и величие неизбежно. Поэтому…
Cyberpunk 2077
Если хотите 9 из 10, то покупайте сейчас на ПК и окунайтесь в новую современную классику с головой. Если вам не повезёт с глюками, то оценка может опуститься до 8 или даже 7. Но это не отменяет факта, что Cyberpunk 2077 спокойно войдёт в историю, рядом с Fallout: New Vegas, рядом с Deus Ex и другими ролевыми играми такого плана. Это шедевр. Одобряю. И рекомендую.
Плюсы
- Сюжет
- Графика
- Персонажи
- Доп. квесты
- Вариативность
Минусы
- Баги
- Интерфейс
- Управление транспортом
- Низкий FPS