Транспорт

Закон о локализации авто может оставить Россию без половины таксистов

Эксперты считают, что новые требования к происхождению автомобилей способны кардинально изменить рынок такси — не в лучшую сторону.

В России обсуждается закон, который ограничит использование в такси автомобилей, не соответствующих критериям локализации. По оценкам аналитического центра при правительстве РФ, такие изменения могут привести к тому, что рынок такси потеряет до 50% водителей. Причина — высокая стоимость обновления автопарков и ограниченный выбор подходящих машин.

Что предполагают поправки

Если закон вступит в силу, начиная с 1 октября 2025 года, в такси смогут использоваться только автомобили:

  • произведённые в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК), заключённых с 1 марта 2022 по 1 марта 2025 года;
  • или получившие более 3200 баллов локализации по установленной правительством шкале.

Другие машины, в том числе многие популярные иномарки, окажутся под запретом для работы в такси.

Потери — реальные

Эксперты предупреждают: столь жёсткие ограничения могут выбить с рынка до половины водителей. По разным оценкам, потенциальные убытки отрасли могут достигать 289 миллиардов рублей. Многие таксисты не смогут позволить себе покупку автомобиля, соответствующего новым требованиям.

Читайте также:

Кроме того, значительная часть перевозчиков работает на подержанных авто, не попадающих под СПИК и не набирающих нужное количество баллов локализации. Им предстоит либо уйти с рынка, либо искать обходные пути.


Что предлагают эксперты

Чтобы избежать массового ухода водителей и роста социальной напряжённости, аналитики рекомендуют смягчить нормы. В частности, предлагается:

  • включить в список допустимых автомобилей машины, собранные в России до 2022 года;
  • расширить перечень моделей, соответствующих новым критериям;
  • предусмотреть переходный период для водителей и таксопарков.

Иначе рынок может столкнуться не только с дефицитом водителей, но и с ростом стоимости поездок в 2–3 раза, предупреждают специалисты. Это неизбежно ударит по пассажирах и приведёт к возвращению на рынок нелегальных перевозчиков.


Безальтернативное будущее?

Некоторые участники отрасли считают, что при нынешних условиях перевозчикам придётся массово пересаживаться на единые модели. В частности, в начале мая глава компании «Авилон» заявил, что таксисты в России могут остаться практически без выбора — и массово перейдут на электроседаны Evolute, доступные по программам господдержки.