Mercedes-Benz и Factorial: революция в электромобилях с твердотельным аккумулятором

Компания Mercedes-Benz совершила прорыв в области электромобилей, начав дорожные испытания нового твердотельного аккумулятора совместно с Factorial Energy. Технология, разработанная при участии инженеров Mercedes AMG High Performance Powertrains (HPP), обещает запас хода свыше 1000 км — на 25% больше, чем у текущих моделей EQS. Рассказываем, как это стало возможным и что это значит для будущего транспорта.
Содержание
Синергия инноваций: Mercedes-Benz + Factorial
Сотрудничество Mercedes-Benz и Factorial Energy стартовало в 2021 году, но первые плоды партнерства появились лишь сейчас. Летом 2024 года Factorial поставила Mercedes литий-металлические твердотельные ячейки на базе платформы FEST (Factorial Electrolyte System Technology). Это первые в мире образцы батарей такого типа, доставленные автопроизводителю для интеграции в серийную платформу.
Ключевую роль в проекте сыграло подразделение Mercedes AMG HPP, известное технологиями Formula 1. Их эксперты совместно с Центром компетенций Mercedes по батареям разработали инновационную систему аккумуляторов с «плавающими» ячейками, запатентованными компанией.
Твердотельные батареи: почему это прорыв?
Твердотельные аккумуляторы заменяют жидкий электролит на твердый, что повышает безопасность и позволяет использовать литий-металлические аноды. Это увеличивает гравиметрическую плотность энергии до 450 Вт·ч/кг (на уровне ячеек) — показатель, недостижимый для традиционных литий-ионных батарей.

Преимущества технологии:
- Безопасность: Твердый электролит снижает риск возгорания.
- Долговечность: Пневматические актуаторы компенсируют расширение материалов при заряде/разряде, продлевая срок службы.
- Эффективность: Пассивное охлаждение снижает вес и энергопотребление системы.
Прототип, установленный на EQS, весит столько же, сколько стандартная батарея, но обеспечивает запас хода 1000+ км против 800 км у EQS 450+.
Испытания: от лаборатории до дорог
В конце 2024 года первый прототип EQS с твердотельным аккумулятором вышел на тестовые заезды в Штутгарте. К февралю 2025-го начались полноценные дорожные испытания.
«Интеграция твердотельных батарей в автомобиль — историческое достижение. Это доказывает, что технология готова к реальным условиям, а не только к лабораториям», — заявила Сию Хуанг, CEO Factorial.
Маркус Шефер, технический директор Mercedes-Benz Group, добавил, что тесты дадут ключевые данные для серийного производства.

Почему это важно для рынка?
Твердотельные батари решают главные проблемы электромобилей: ограниченный запас хода и долгая зарядка. Mercedes-Benz планирует продолжить испытания, чтобы оптимизировать технологию для массового рынка. Успех проекта может ускорить переход автопроизводителей на новый стандарт аккумуляторов, сделав электромобили доступнее и практичнее.