Как российский бизнес использует генеративный ИИ: цели, подходы и барьеры (igor omilaev gvqlabgvb6q unsplash)

Аналитическая платформа VK Predict совместно с консалтинговым агентством Prognosis провела опрос среди 200 представителей среднего и крупного бизнеса в ключевых отраслях — от ритейла и финансов до недвижимости и FMCG. Результаты исследования демонстрируют: 70% компаний уже применяют генеративный искусственный интеллект, стремясь повысить эффективность сотрудников, увеличить прибыль и оптимизировать издержки.

Большинство компаний готовы передавать ИИ доступ к своим данным

Среди опрошенных, использующих ИИ, 14% задействуют решения, разработанные внутри компании, 44% используют только внешние продукты, а ещё 42% комбинируют собственные разработки с рыночными инструментами. Более половины компаний допускают использование ИИ-продуктами своих данных — включая историю транзакций, продажи, сведения о клиентах и финансовые показатели.

Наибольшей популярностью пользуются бесплатные облачные LLM-модели вроде ChatGPT, Deepseek и Midjourney, а также специализированные платные решения — например, для программирования, видеомонтажа или обработки пользовательских отзывов. Платные инструменты LLM применяют 37% участников исследования.

Автоматизация рутины и рост эффективности — главные задачи

Основная цель внедрения ИИ — разгрузить персонал и повысить производительность. Эту мотивацию указали 42% компаний. Также 36% рассчитывают увеличить выручку, а 35% — сократить расходы. Именно поэтому генеративный ИИ чаще всего применяют для автоматизации задач клиентской поддержки, генерации креативного контента, создания описаний товаров, маркетинговых материалов и ведения внутренних баз знаний.

Наименее востребован ИИ в HR-направлениях — для подбора персонала и работы с кадровыми задачами его используют реже всего.

Как российский бизнес использует генеративный ИИ: цели, подходы и барьеры (issledovanie vk predict 1)

Препятствия: нехватка специалистов и недоверие клиентов

На пути к массовому внедрению генеративного ИИ бизнес сталкивается с двумя главными барьерами. Во-первых, это недостаток специалистов с нужными компетенциями (на это указали 40% опрошенных), а во-вторых — сомнения клиентов в надёжности и безопасности ИИ-технологий (27%).

Тем не менее, треть компаний, которые пока не используют генеративный ИИ, планируют начать работу с ним уже в 2025 году. Из них 16% готовы инвестировать в собственные разработки, 37% выберут сторонние решения, а 47% будут сочетать оба подхода.

Приоритет — генерация контента и автоматизация скриптов

Среди тех, кто только готовится внедрить ИИ, большинство планирует использовать технологии для генерации описаний товаров и услуг — так ответили 37%. Ещё четверть опрошенных собирается применять ИИ для создания скриптов для отделов продаж и автоматической генерации кода.

Вне зависимости от задач, 42% респондентов ожидают от внедрения ИИ повышения продуктивности и сокращения издержек.

Отраслевой взгляд: где и как используется генеративный ИИ

Ритейл: генеративный ИИ активно используется для автоматизации клиентской поддержки и генерации карточек товаров. Именно ритейлеры чаще других планируют внедрять такие технологии в ближайшее время — в целях улучшения клиентского сервиса.

FMCG: здесь ИИ чаще всего задействуют для поиска информации — как внутри корпоративных баз знаний, так и в открытых источниках. При этом компании из этой отрасли чаще выбирают готовые решения, избегая разработки собственных продуктов.

Финансовый сектор: активно применяет ИИ для общения с клиентами и создания маркетингового контента.

Девелопмент: здесь ИИ используется для развития клиентских продуктов, генерации гипотез и проведения рыночного анализа.

Бизнес предпочитает готовые решения

Как отмечает директор Центра аналитических сервисов VK Predict Роман Стятюгин, бизнес проявляет высокий интерес к возможностям генеративного ИИ, однако не всегда готов вкладываться в собственные разработки. «Мы видим повышенный спрос на решения, которые не требуют штатных специалистов и позволяют быстро запустить ИИ-инструменты в отделах маркетинга, клиентской аналитики и персонализации», — подчёркивает эксперт.

Leave a reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *