Обзор The Last of Us: Part 2. Диссонанс, кордицепс и спойлеры
Игра The Last of Us: Part 2 — одна из самых двояких игр последнего времени. У неё практически безупречная на текущий момент графика, управление, изысканный геймплей, громадные просторы, но при этом чудовищные проблемы с повествованием, логикой персонажей и сюжета. Да, я начал обзор с конца, с итогов, но с этой игрой у меня очень сильно путаются мысли, и бросает из одной крайности в другую.
Да, материал будет битком набит спойлерами, но иначе мне просто не интересно писать обзор. Поэтому если вас интересуют исключительно перипетии сюжета, скажу сразу — геймплейно игра не хуже, чем Last of Us 1. Она красивее, детальнее, увлекательнее. Берите, наслаждайтесь смело. Если вам важно продолжение истории Джоэла и Элли — тут будут проблемы.
Содержание
Сюжет The Last of Us: Part 2
Для начала — не имею ни малейшей проблемы касательно того, что у Элли появилась подружка. Я не гомофоб, поэтому если вам хочется поругаться в комментариях о том, что однополые отношения заразны и что сегодня главный герой, а завтра ваш/наш/ихний/евонный сын/дочь в подъезде или за гаражами — ну не знаю.
Кроме того, у игры и без этого проблем хватает. Вы уже поняли, хуже всего дела обстоят с самим сюжетом. Его, если вы не знали, слили задолго до релиза игры. И люди читали, и не верили своим глазам. Включая и фанатов первой части, которые удивлялись чуть ли не больше всего.
Поначалу всё идёт отлично и даже хорошо. Игра начинается спустя пару лет после первой части — Джоэл и Элли не столько отдалились, сколько… хотя да, отдалились — хорошее слово. Элли знает, какие зверства учинил её суррогатный отец, но более-менее отошла от этого. У неё появилась подружка, они живут в маленьком городке, ходят на патрули, избегают кордицепса, все дела.
Но тут на сцену чёртом из табакерки выпрыгивает главный злодей. И всё медленно летит по наклонной. В роли главврага — женщина, похожая на мэра Армстронга из Metal Gear Solid: Revengence, который, ну, ”Nanomachines, Son!”. И да, ей дали шикарную предысторию и мотив ненавидеть Джоэла. Но всё остальное, что касается её, это какая-то дичь, которая становится движущей силой в том числе и для Элли.
Последняя почти сразу превращается в плохого персонажа. Не плохо прописанного, и а именно неприятного. Не антигероя — им был Джоэл. А такого, за которого ты не хочешь болеть, и в которое сложно верить. Её поведение буквально истекает людо-нарративным диссонансом (это когда геймплей показывает одно, а катсцены — совершенно другое). Она жестокая до одури, убивает бессердечно и чудовищно — но при этом игра берёт нас за шкирку и пытается заставить ей сопереживать. Что будет сделать МНОГОКРАТНО сложнее, чем в случае с Джоэлом.
Потому что Джоэл был (спойлер) откровенно гнилым человеком, он был эгоистом, но заботящимся о своих близких ценой любой другой жизни. Элли заботиться не о ком, и её мотивы исходят не из любви, а из ненависти и мести, без лишнего позитивного мотива. Такими токсинами пропитана мотивация практически всех действующих лиц. И попытки сопереживать им могут быть если не бесполезны, то болезненны.
Например, почти что ровно посреди игры происходит смена ролей — и вместо Элли мы начинаем играть за главного злодея. Который женщина-nanomachines по имени Эбби. И представьте себе картину. Вы часов пять до этого играли за без пяти минут маньячку, к которой только-только начали привязываться, и тут у вас её отбирают, и вы надеваете пальто главной злодейки… КОТОРАЯ ЕЩЁ И ПОБЕДИТЬ ЭЛЛИ ДОЛЖНА, чтобы сюжет дальше продвинулся!
95% стримеров, на своих стримах, публично и прилюдно проходившие The Last of Us: Part 2, в первой попытке просто давали победить Элли. Они проигрывали игру, и вынуждены были начинать с чекпоинта, но получали моральное удовольствие. И они правы.
Игра пытается сделать доброе дело, заставить нас сопереживать главному злодею, очеловечить его, но получается у игры настолько плохо, что диву даёшься. Эбби убила очень близкого Элли человека, хладнокровно, жестоко, ужасно, на глазах у самой Элли. И вторую половину игры мы вынуждены играть именно за главную злодейку. Так сказать, почувствовать, что она ощущала, видела и пережила.
По итогам — у нас нет нормальной эмпатии ни к кровожадной мстящей Элли, ни к кровожадной мстящей Эбби. Заканчивается этот цирк с конями ещё хуже. Всю игру мы убивали, убивали жестоко, беспощадно, в том числе и невинных, и тех, от убийства которых хочется блевать, но внезапно, на последних секундах, Элли щадит Эбби. По причине, которая идиотская и идёт вразрез со всем, что было всю игру.
У The Last of Us 2 есть шанс быть хорошей сюжетной игрой, если вы не задумываетесь о структурной и сюжетной целостности, о мотивациях и логике. Если вы смотрите очередных полупустых “Трансформеров” или “Форсаж-85” и говорите, что это окей. Я вас не осуждаю, я вам завидую, и вам The Last of Us 2 понравится.
Графика The Last of Us: Part 2
Потому что в игре есть много хороших вещей. Визуально это божественно красивая игра. Выжимает всё из текущей консоли и до выхода систем-селлеров на PS5 будет лучшим, что может предложить платформа от Sony в плане визуальной конфетки.
Анимации чудесные, эмоции бьют через край, актёры озвучки отрабатывают на все 146%. Помимо дурацких главных героев, есть другие персонажи. Прописанные, интригующие — к которым, правда, страшно привязываться, потому что легче перечислить тех, кто НЕ умирает к концу игры.
Геймплей The Last of Us: Part 2
Геймплей в целом сохранился с первой части. По большому счёту это стелс от третьего лица, с исследованием местности, перестрелками с врагами сознательными и не очень. Перестрелки динамичные, напряженные, и очень… жизненные, скажем так. Нет условностей типа полной невидимости в траве, или под автомобилем. Вас сложнее будет найти, но вас заметят обязательно.
Одно меня беспокоит — голых перестрелок и сражений в The Last of Us: Part 2… ну часа на два, максимум три. Всё остальное представляет из себя, по сути, катсцены, и развитие сюжета. И в это, понимаете, всё и упирается. И на этом я хотел бы закончить.
Хороших сторон в The Last of Us: Part 2 больше, чем плохих, спорных или дурацких. Из всех аспектов — геймплей, графика, звук, визуальная составляющая, управление, сюжет — лишь последний выбивается из колеи. Но игра очень сильно повествовательная, поэтому сценарий тянет на дно многие другие факторы. Если вам всё равно — милости просим на борт. Если нет, и клюшкой для гольфа вы предпочитаете работать сами, а не наблюдать за ХХХ, который делает ею YYY из головы ZZZ — то лучше поиграйте в Нью-Вегас. Там за это хоть ачивку получить можно.