Обзор S.T.A.L.K.E.R. OGSE 0.6.9.3: любовь и ненависть в Чернобыле
Я люблю серию «S.T.A.L.K.E.R.», пожалуй даже сильнее, чем она заслуживает. И во многом я люблю серию за модификации, которые позволяют движку расцветать подобно лилиям под лунным небом рядом с горой Фудзияма. Где-то здесь даже несколько обзоров моих есть. Разумеется, я был приятно удивлён тому, что на зарубежном ресурсе ModDB в номинации «Best Singleplayer 2016» победила модификация OGSE версии 0.6.9.3. Это — Old Good Stalker Evolution, мод на «Тень Чернобыля». И я, соблазнившись обещаниям, тут же поставил standalone-версию… И после недели игры у меня возникло очень много противоречивых чувств.
Сюжеты-сюжетики
Сюжет OGSE рассказывает историю Меченого из Shadow of Chernobyl, однако развивает её дальше и двигает сюжет, но не вперёд, а, скорее, вширь. Например, в лагерь новичков нас даже не пускают, поскольку Меченый выжил после «грузовика смерти», а это у суеверных сталкеров добрым делом не считается. Надо зарабатывать себе репутацию топового парнишки, и только потом проходить игру дальше. Чисто теоретически, впрочем, можно вообще забить болт и побежать прямо на Припять, подобрав по ходу оружие на халяву, но это маловероятно.
Моменты с сюжетом, историей и квестами — одна из самых сильных сторон модификации. Скажем, я никогда бы не подумал, что диалоговую систему в S.T.A.L.K.E.R. можно будет превратить во что-то интересное и реально глубокое. Не настолько, как в Fallout, однако стиль общения порой решает судьбу квестов. С бандитами на АТП, например, можно договориться через блатной лексикон, а на выходе от Сидоровича стоит сталкер-армейщик, который у слабого и безвольного товарища будет требовать деньги за проход, но стоит ему твёрдо отказать, и никаких проблем в дальнейшем не будет!
Квесты стали разнообразнее. В их плане лично мне приходит на ум слово «компетентно». Квесты сделаны компетентно, их не отличить от созданных GSC Game World в плане качества. И в плане глючности тоже, чего уж таить! Уже в одной деревне новичков можно залипнуть на пол-часа, и тогда, когда игрок в ваниллу уже будет топать между радиоактивных груд мусора на Свалке, шпилер в OGSE 0.6.9.3 будет заниматься поиском проклятых костей для музыканта, гитары для Сидоровича и динамита для Волка. Опять же — часть квестов теперь можно пройти правильным выбором в диалогах. Минусом являются квесты со случайной генерацией, которые ИМХО неправомерно растягивают время прохождения нетривиальных, вроде бы, задачек.
Содержание
Прострели мне, прострели…
Дальше — боевая система. Вот тут OGSE 0.6.9.3 просто сияет, как тестикулы кота, выполненного из чистейшого алмаза. Разработчики выжали лучшее, что можно было сделать с тем корявым, но по-своему привлекательным ужасом, что был в «Тени Чернобыля». Никакой скорости пули в 70 м/с! Никаких проблем с тем, что вблизи точности слишком много, а вдали — слишком мало. Никаких проблем с пробиваемостью и починкой оружия. Никаких прицелов, которые делались с бодуна 1 января, как и эта статья. И, наконец, то, за что я готов расцеловать код модификации — НИКАКИХ БЛ*ДЬ ТРАССЕРОВ И ВИДИМЫХ ПАТРОНОВ! Скорость пули идеальна, точность идеальна, отдача идеальна. OGSE 0.6.9.3 — лучшее, что случалось со стрельбой в Shadow of Chernobyl, да и вообще в S.T.A.L.K.E.R., даже Shoker Weapon Mod тихо в сторонке курит!
Всё, что связано со стрельбой, безупречно. Всё, что находится вокруг стрельбы — шикарно. Система аддонов приятная и способствует изучению себя: есть разные глушители, прицелы с безупречно исполненной визуальной сеткой, адекватно работающие подствольники, системы для установки планки Пикаттини на «Ласточкин хвост» и так далее. Пушки разнятся по калибрам и поведению, пистолеты мощные, но с сильной отдачей, автоматы идеальные для средних дистанций, винтовки шикарны для дальних — шаг очень заметен. Для брони имеются улучшения, экзоскелет теперь присоединяется отдельно к любому «доспеху», кроме костюмов химзащиты. Починка вещей доступна прямо в чистом поле. И чёрт бы меня за попу щипнул, но в игре есть тепловизор! Да, та вещь, которую Shoker Weapon Mod 3.0 тизерит уже пару лет, доступна в данный момент, и чёрт, она настолько полезна, что я бы её себе вместо носа вмонтировал, будь у меня возможность.
И вы не поверите… Но гранаты стали реально крутыми и полезными! Радиус их взрыва увеличилась, бросаются они теперь по почти прямой траектории, дальность полёта увеличилась раза в два. Если раньше оружие было крайне ситуативным из-за корявой физики броска, когда даже за забор закинуть сложно, то сейчас это палочка-выручалочка из ягодичных ситуаций. Как и подствольные гранатомёты — гранаты теперь не падают, как весёлый Дед Мороз в сугроб утром 1 января, летят далеко и мощно, а прицеливание позволяет наносить хирургические взрывные повреждения в нужную точку. Опять же — из декоративной цацки в орудие победы! И баланс сохранён за счёт того, что от взрыва жёстко страдает прочность оружия и брони. А полностью сломанную ни починить, ни использовать, разве что продать за копейки можно. Приятно удивляет система стелса, у противников переработано зрение и нюх, мимо собак можно пробегать и не ввязываться в погоню, а химера учует Меченого на открытом пространстве почти сразу после спавна.
Ценные бесценности
Система артефактов изменена, их количество на поясе увеличено, эффекты намного заметнее. Их можно превращать друг в дружку, и сбалансировано это дело очень… компетентно. В балансе даже голод был привлечён, и это очень круто. Препаратов стало больше, часть взята из Call of Pripyat, часть весьма оригинальна. Аномалий стало немного больше, противники стали опаснее — даже на лёгком уровне монстры смертельно опасны, а сталкеры ведут прицельный огонь с громадных дистанций, и можно склеить оригами от одного попадания пули из СВД. Однако не стоит забывать, что и игрок теперь не беззащитная овечка, и тоже способен убивать как Боженька неверующих. Присел, дал очередь, два патрона по макушке — всё, пишите письма на тот свет. Превосходный баланс урона/отдачи не даёт зазнаваться, прочность оружия доставляет удовольствие почти что физическое — после той анектодической х*йни, что была, кажется, в Shoker Mod для Clear Sky, ситуация в OGSE 0.6.9.3 просто сказочная. Это же касается элементов выживания. Пища уменьшается очень медленно и влияет на выносливость минимально, вода нужна для восстановления эффективности аптечек, а сон будет напоминать о себе лишь после пары бодрствующих суток в Зоне. Из надоедливых элементов в приятные и атмосферные!
Теперь — минусы. На момент начала написания обзора я уже почти перестал злиться на OGSE 0.6.9.3, поскольку был при деньгах, при патронах, при наборах для починки и в ус не дул. Однако хорошее забывается, а плохое вспоминается, и я готов излить праведный гнев на несчастных! Первое — баги. Нет, не багги, а баги. Когда я читал о том, что эта модификация самая стабильная, я ожидал чуть больше, чем получил. Как вам, к примеру, исчезновение фонарика после прохождения арены? Хотите лазить по Х-18 без источника света, а? Я спросил у Гугла, и Гугл мне ответил идти на Армейские Склады к торговцу Свободы, у которого продаётся запасной фонарик. Я пошёл туда и вылетел из игры. Вылеты вообще относительно частые. И да, я учёл, что разработчики буквально переписывали код GSC Game World вручную, добавляли туда новые фичи и правили косяки, и да, на момент написания обзора патч-заплатка успешно вышел, но эмоция-то осталась. Нет ничего более бесполезного, чем сталкер в подземелье и без фонарика!
Постой, пулемёт, не стреляйте, колёса
Дальше — оружие. Да, я чуть ли не облизывал баланс пушек, однако есть косяки и здесь. Ломается оружие медленно, как эстонский тропический ленивец, однако представьте себе моё межгалактическое ох*ение, когда MP5 с прочностью 98% умудрился заесть… ДВАЖДЫ ПОДРЯД! В бою с ХИМЕРОЙ! *вставить сюда RAGE-картинку* А, и дробовики что-то совсем душные. Хотя возможность установить на Сайгу оптику для стрельбы жеканом и целых четыре типа патронов доставляют, да. Подробности — в гайде.
Баланс по монстрам в OGSE 0.6.9.3 вообще жесток. Если война со сталкерами ведётся на грани одного-двух выстрелов в оба направления, то монстры выдерживают по 15-30, хотя убивают с пары укусов. Ни разу в моей жизни на лёгком уровне сложности меня не загрызала псевдособака, даже когда я не умел играть! Здесь — вообще раз плюнуть! Даже вонючий снорк теперь противник №1, химеры и прочие мрази — вообще VIP-персоны на раздачу свинца (хотя кровососов понерфили, один-на-один они вообще сосут — и я не про кровь). Умножьте это на весёлый стандартный спавн после Выброса (х2 или х3) и получите ситуацию, когда на входе к Янтарю против вас будет толпа зомби, контролёр, два наёмника и кровосос на одной локации! Напоминаю также, что умереть в OGSE 0.6.9.3 легче лёгкого, поэтому если вы тащитесь от переигрывания одного места по десять раз, то велкам!
Машины в моде тоже есть, ими даже можно управлять, и один из начальных квестов посвящен именно этому. Беда в том, что управлять машинами сложно, мощности моторов слабые, попасть в аномалию проще простого, и бензин быстро кончается, поэтому я лично на своих двух Зону топтал. Тем более, что бесконечный спринт добывается довольно легко. Как именно — расскажу в гайде. Ещё один момент по поводу квестов. Некоторые моменты вообще неочевидны, и, скажем, найти вход в подземелья Агропрома можно разве что случайно. Нет, он не возле Крота после штурма Агропрома. Где именно он находится — расскажу в гайде. Просто нет ни подписи, ни текста с указанием направления, даже бл*дского маркера на карте нет! Часть квестов именно такая, от игрока требуют быть чуть ли не прорицателем, и этот подход меня огорчает.
Не плюс, а фича — вместо обозначения на радаре количества сталкеров теперь на половине игры получаем биорадар, который отмечает на карте все живые существа, для которых есть сигнатура (продаётся у Сахарова по сходной цене). Идея шикарная, и добавляет тактики в обычно хаотический геймплей, однако до получения радара будет очень тяжко. Также поясните, с какого перепугу во время Выброса PDA отключается? Единственным занятием, которым можно было развлекать себя во время Выбросов, являлось чтение новых записей, потому что в любое другое время Меченый, ну, Зону топтал и свинец раздавал! Я серьёзно, данное решение по маразму стоит очень близко к тому, что в Shoker Weapon Mod пистолетная пуля летит не дальше 50 метров и падает оземь, как стояк в 70 лет. Чёрт, никогда не устану вспоминать про это зрелище…
X-Ray и ультрафиолет
В плане графики ничего плюсово-минусового сказать не могу. Да, есть возможность выкрутить её так, что Crysis позавидует — там даже есть специальный выбор типа освещения. Можно и оптимизировать игру до упора, минимизировав тормоза, однако у меня часто случалось так, что детализация падала не просто низко, а на уровень бюджетного конфига в Gothic II. Не шучу ни секунды, прорисовка текстур ломалась и даже вблизи всё выглядело размазано и убого. Я лично был только за — проще снорков выцеливать, однако баг есть баг!
Если говорить про общую атмосферу и впечатления, то OGSE 0.6.9.3 — очень опасное залипалово. S.T.A.L.K.E.R. чувствуется невероятно живым за счёт мелких квестов, живейших диалогов, интересных локаций с диким вагоном секретов и артефактов, спавном противников с крутыми пушками и крошечных деталей, вроде абсолютно валидно работающей рации, работающего на заднем плане «A-Life» и особенно переписки сталкеров в общем «чате». Атмосфера сохраняется даже на фоне визуальных глюков, это потрясающее чувство!
При всех своих минусах OGSE 0.6.9.3 — одна из самых значимых модификаций по S.T.A.L.K.E.R. вообще, не только по «Теням Чернобыля». Мод очень компетентен, амбициозен, и кое-что у него не получается или получается совсем не так, как нужно обычным людям. Но то, что он делает хорошо, конкурентов ему не оставляет — глубочайшая атмосфера, безупречная система стрельбы, шикарные диалоги, новые увлекательные квесты, даже рабочие автомобили заставляют меня хотеть, чтобы в разработке S.T.A.L.K.E.R. 2 принимали участие эти ребята.
Читайте также: гайд по OGSE, часть первая