Вопросы и ответы про запрет Meta*: что делать пользователям и бизнесу по закону
21 марта Тверской суд города Москвы признал Meta** (ей принадлежат Facebook**, Instagram** и WhatsApp) экстремистской организацией в России. Мы *-facebook*-instagram*-new-rules.html» data-type=»post» data-id=»200541″>уже публиковали материал от юриста Александра Штырова из компании 2L про то, что делать и как жить в новой реальности. И сегодня дополняем этот материал новыми ответами на вопросы и подробностями про запрет работы Meta** и признание её экстремистской организацией на территории Российской Федерации.
Что случилось: ТАСС и другие официальные информагентства России сообщили о том, что Тверской суд города Москвы признал Meta** экстремистской организацией. Официальное решение суда не опубликовано на государственном интернет-портале «Правосудие», но уже сейчас понятно, какие законодательные документы из УК РФ и КоАП РФ стоит учитывать в связи с этой новостью.
Важно: Это первая итерация рекомендаций, призванная в текущей ситуации помочь снизить риски. В ближайшее время станет понятно, какова судебная практика, на что обращают внимание прокуратура и Роскомнадзор, и как развивается ситуация. Мы будем и дальше следить за развитием событий.
Что делать бизнесу
- Остановить рекламные кампании в личных кабинетах Facebook** и Instagram**, если такие еще ведутся. Если в платежных кабинетах привязаны любые карты, то отвязать их.
Пояснение: Покупка рекламы в приложениях может быть расценена как финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ). Скорее всего, пользоваться рекламным кабинетом будет небезопасно.
- Оплата рекламы напрямую блогеру в Facebook** и Instagram** не подпадает под определение финансирования экстремистской деятельности.
Пояснение: Если есть веские причины продолжать вести кампанию, это не запрещено напрямую.
- Удалить все логотипы Meta**, Facebook** и Instagram** со своих сайтов, блогов и других корпоративных площадок.
Пояснение: Формально есть основания для наказания за публичную демонстрацию символики приложений (ст. 20.3 КоАП РФ). Поэтому на сайтах, в социальных сетях и т. д. рекомендую убрать значки приложений, пока не будет точно понятно, что прокуратура не собирается обращать внимание на подобные нарушения.
- Удалить все ссылки на Facebook** и Instagram** со своих сайтов, блогов и других корпоративных площадок.
Пояснение: Хотя это и не символика и прямого упоминания об этом в материалах информагентств нет, но ссылки открывают прямой доступ к информации об экстремистской организации, поэтому тут есть рекомендация перестраховаться.
- Аккаунты компаний можно продолжать вести в Facebook** и Instagram** — главное, не размещать экстремистских постов.
- При публичном упоминании Meta** и ее приложений нужно указывать, что это экстремистская организация (ст.13.15 КоАП РФ). Например, «Meta* признана экстремистcкой организацией в России» или «Instagram*, продукт компании Meta*, которая признана экстремистской организацией в России».
Вопросы и ответы про блокировку
Вопрос: Что грозит физическому лицу, если он где-то оставит ссылку на запрещённые сервисы?
Ответ: Такие действия подпадают под ст.20.3 КоАП РФ «Публичное демонстрирование символики экстремистской организации» — до 15 суток ареста.
Вопрос: Что грозит СМИ и бизнесу, если они где-то оставят ссылку на запрещённый сервис?
Ответ: Согласно ст. 20.3 КоАП РФ, штраф юридическому лицу на сумму до 50 тыс. руб., штраф должностного лица на сумму до 4 тыс. руб.
Вопрос: Что делать со старыми материалами, в которых есть лого или упоминания, — на сайте или на других корпоративных площадках? Нужно ли удалять/делать пометки?
Ответ: В старых материалах лучше убирать лого и ссылки. Если остается упоминание, то добавить упоминания об экстремизме.
Вопрос: В материалах достаточно один раз указать или при каждом упоминании «Meta*, в том числе ее продукты Facebook* и Instagram*, признана экстремистской организацией в России.»?
Ответ: Лучше всего при каждом упоминании указывать звездочку и в конце текста указать, что эта звездочка означает.
Вопрос: Можно ли с сайта убрать только лого? Можно ли, например, оставить гиперссылки на соцсети – как это может трактоваться?
Ответ: До полного понимания действий прокуратуры и Роскомнадзора, рекомендую убрать все значки и гиперссылки на эти социальные сети.
Вопрос: Если оплата рекламы производится с юридического лица в США, а ее настройку и контроль я произвожу в рамках договора с зарубежной компанией, физически находясь не в РФ, как это трактуется?
Ответ: Приговор по ст. 282.3 УК РФ могут вынести за «предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг». Если человек принимает денежные средства от третьих лиц и тратит их полностью или частично на рекламный кабинет, зарегистрированный на себя, то формально это — финансирование экстремистской организации. Даже если денежные средства не ваши, но рекламный кабинет зарегистрирован на вас, в рискуете стать подозреваемым по делу о финансировании экстремистской организации.
Вопрос: Логотипы приложений в телефоне пользователя — нарушение?
Ответ: Нет, лого приложения в телефоне не демонстрируется публично и не влияет на общественное сознание.
Вопрос: Продажа акций, купленных до решения Тверского суда, законна?
Ответ: Если акции куплены до оглашения решения суда, то их наличие пока ничем не угрожает. Но стоит иметь в виду, что Центральный банк или Правительство РФ могут принять отдельные решения по вопросам имеющихся акций.
Вопрос: Что делать, если есть долг в рекламном кабинете? Погасить его означает спонсировать эту организацию?
Ответ: Да, отправка денег — финансирование организации.
Вопрос: Нужно ли удалять все посты и упоминания этих сетей на других платформах и сайтах?
Ответ: Посты удалять необязательно, гиперссылки и значки на других сайтах нужно удалить. Упоминания можно оставить, но добавить примечание об экстремистской организации. Вариант: удалить упоминания.
Вопрос: Авторизацию через Facebook** нужно убрать на сайте? Или просто логотипы?
Ответ: Рекомендую убрать авторизацию, чтобы не было упоминания о соцсети.
Вопрос: Упоминание в личных и корпоративных переписках каким то образом может быть трактовано против меня?
Ответ: Любое упоминание в переписке должно сопровождаться примечанием об экстремистской организации. Символы соцсетей и ссылки на них не нужно отправлять никому.
* Организация Meta*, а также её продукты Instagram* и Facebook*, на которые мы ссылаемся в этой статье, признаны экстремистскими на территории Российской Федерации.
* Принадлежит компании Meta, она признана экстремистской организацией в РФ и её деятельность запрещена.