Вопросы и ответы про запрет Meta*: что делать пользователям и бизнесу по закону (e756f153 ca06 4e33 8657 3e55f5b65f80.png)

21 марта Тверской суд города Москвы признал Meta* (ей принадлежат Facebook*, Instagram* и WhatsApp) экстремистской организацией в России. Мы уже публиковали материал от юриста Александра Штырова из компании 2L про то, что делать и как жить в новой реальности. И сегодня дополняем этот материал новыми ответами на вопросы и подробностями про запрет работы Meta* и признание её экстремистской организацией на территории Российской Федерации.

Подпишись на подкаст ForGeeks
Там говорят о технологиях

Что случилось: ТАСС и другие официальные информагентства России сообщили о том, что Тверской суд города Москвы признал Meta* экстремистской организацией. Официальное решение суда не опубликовано на государственном интернет-портале «Правосудие», но уже сейчас понятно, какие законодательные документы из УК РФ и КоАП РФ стоит учитывать в связи с этой новостью.

Важно: Это первая итерация рекомендаций, призванная в текущей ситуации помочь снизить риски. В ближайшее время станет понятно, какова судебная практика, на что обращают внимание прокуратура и Роскомнадзор, и как развивается ситуация. Мы будем и дальше следить за развитием событий.

Что делать бизнесу

  • Остановить рекламные кампании в личных кабинетах Facebook* и Instagram*, если такие еще ведутся. Если в платежных кабинетах привязаны любые карты, то отвязать их.

Пояснение: Покупка рекламы в приложениях может быть расценена как финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ). Скорее всего, пользоваться рекламным кабинетом будет небезопасно. 

  • Оплата рекламы напрямую блогеру в Facebook* и Instagram* не подпадает под определение финансирования экстремистской деятельности.

Пояснение: Если есть веские причины продолжать вести кампанию, это не запрещено напрямую.

  • Удалить все логотипы Meta*, Facebook* и Instagram* со своих сайтов, блогов и других корпоративных площадок.

Пояснение: Формально есть основания для наказания за публичную демонстрацию символики приложений (ст. 20.3 КоАП РФ). Поэтому на сайтах, в социальных сетях и т. д. рекомендую убрать значки приложений, пока не будет точно понятно, что прокуратура не собирается обращать внимание на подобные нарушения.

  • Удалить все ссылки на Facebook* и Instagram* со своих сайтов, блогов и других корпоративных площадок.

Пояснение: Хотя это и не символика и прямого упоминания об этом в материалах информагентств нет, но ссылки открывают прямой доступ к информации об экстремистской организации, поэтому тут есть рекомендация перестраховаться.

  • Аккаунты компаний можно продолжать вести в Facebook* и Instagram* — главное, не размещать экстремистских постов.
  • При публичном упоминании Meta* и ее приложений нужно указывать, что это экстремистская организация (ст.13.15 КоАП РФ). Например, «Meta признана экстремистcкой организацией в России» или «Instagram, продукт компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России».

Вопросы и ответы про блокировку 

Вопрос: Что грозит физическому лицу, если он где-то оставит ссылку на запрещённые сервисы?

Ответ: Такие действия подпадают под ст.20.3 КоАП РФ «Публичное демонстрирование символики экстремистской организации» — до 15 суток ареста.


Вопрос: Что грозит СМИ и бизнесу, если они где-то оставят ссылку на запрещённый сервис?

Ответ: Согласно ст. 20.3 КоАП РФ, штраф юридическому лицу на сумму до 50 тыс. руб., штраф должностного лица на сумму до 4 тыс. руб.


Вопрос: Что делать со старыми материалами, в которых есть лого или упоминания, — на сайте или на других корпоративных площадках? Нужно ли удалять/делать пометки?

Ответ: В старых материалах лучше убирать лого и ссылки. Если остается упоминание, то добавить упоминания об экстремизме.


Вопрос: В материалах достаточно один раз указать или при каждом упоминании «Meta, в том числе ее продукты Facebook и Instagram, признана экстремистской организацией в России.»?

Ответ: Лучше всего при каждом упоминании указывать звездочку и в конце текста указать, что эта звездочка означает.


Вопрос: Можно ли с сайта убрать только лого? Можно ли, например, оставить гиперссылки на соцсети – как это может трактоваться?

Ответ: До полного понимания действий прокуратуры и Роскомнадзора, рекомендую убрать все значки и гиперссылки на эти социальные сети.


Вопрос: Если оплата рекламы производится с юридического лица в США, а ее настройку и контроль я произвожу в рамках договора с зарубежной компанией, физически находясь не в РФ, как это трактуется?

Ответ: Приговор по ст. 282.3 УК РФ могут вынести за «предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг». Если человек принимает денежные средства от третьих лиц и тратит их полностью или частично на рекламный кабинет, зарегистрированный на себя, то формально это — финансирование экстремистской организации. Даже если денежные средства не ваши, но рекламный кабинет зарегистрирован на вас, в рискуете стать подозреваемым по делу о финансировании экстремистской организации.


Вопрос: Логотипы приложений в телефоне пользователя — нарушение? 

Ответ: Нет, лого приложения в телефоне не демонстрируется публично и не влияет на общественное сознание.


Вопрос: Продажа акций, купленных до решения Тверского суда, законна?

Ответ: Если акции куплены до оглашения решения суда, то их наличие пока ничем не угрожает. Но стоит иметь в виду, что Центральный банк или Правительство РФ могут принять отдельные решения по вопросам имеющихся акций.


Вопрос: Что делать, если есть долг в рекламном кабинете? Погасить его означает спонсировать эту организацию?

Ответ: Да, отправка денег — финансирование организации.


Вопрос: Нужно ли удалять все посты и упоминания этих сетей на других платформах и сайтах? 

Ответ: Посты удалять необязательно, гиперссылки и значки на других сайтах нужно удалить. Упоминания можно оставить, но добавить примечание об экстремистской организации. Вариант: удалить упоминания.


Вопрос: Авторизацию через Facebook* нужно убрать на сайте? Или просто логотипы?

Ответ: Рекомендую убрать авторизацию, чтобы не было упоминания о соцсети.


Вопрос: Упоминание в личных и корпоративных переписках каким то образом может быть трактовано против меня?

Ответ: Любое упоминание в переписке должно сопровождаться примечанием об экстремистской организации. Символы соцсетей и ссылки на них не нужно отправлять никому.


* Организация Meta, а также её продукты Instagram и Facebook, на которые мы ссылаемся в этой статье, признаны экстремистскими на территории Российской Федерации.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии