Кинопоиск выпустил рейтинг 100 великих фильмов XXI века
Фильмы Пола Томаса Андерсона, Дэвида Линча и Хаяо Миядзаки возглавили рейтинг 100 великих фильмов XXI века от Кинопоиска. В топ-100 фильмов со всего мира вошли семь российских картин, выше всех в рейтинге расположилась драма Алексея Балабанова.
Редакция Кинопоиска завершила спецпроект, созданный совместно с 230 представителями индустрии, рассказав о самых важных фильмах XXI века, и представила финальную часть рейтинга — фильмы с 25 по первую строку. Свои топы, на основе которых формировался список спецпроекта, назвали продюсеры, режиссёры, писатели, сценаристы, участники фестивального движения, критики и журналисты, среди которых Вячеслав Муругов, Валерий Тодоровский, Гавриил Гордеев, Клим Шипенко, Валерий Фёдорович, Евгений Никишов, Яна Вагнер, Макар Кожухов, Константин Майер, Михаил Местецкий, Кирилл Соколов, Иван И. Твердовский, Антон Щукин, Иван Самохвалов, Юрий Быков, Пётр Буслов, Марина Степнова, Алексей Поляринов, Егор Москвитин, Рустам Мосафир, Павел Лунгин, Роман Кантор, Станислав Зельвенский, Адильхан Ержанов, Артём Габрелянов и другие. Всего респонденты упомянули более 700 фильмов.
По результатам опроса рейтинг возглавила «Нефть» Пола Томаса Андерсона, на втором месте обосновался «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча, а замыкает топ-3 мультфильм «Унесенные призраками» Хаяо Миядзаки. В десятку лучших также вошли «Догвилль», «Старикам тут не место», «Аватар», «Вечное сияние чистого разума», «Безумный Макс: Дорога ярости», «Начало» и «Однажды в… Голливуде».
Клим Шипенко, режиссер, сценарист: «Для меня “Нефть” — самый значительный, эпичный и монументальный фильм Пола Томаса Андерсона. Это мой самый любимый режиссер из ныне живущих и, безусловно, один из самых важных режиссеров XXI века. Мало фильмов можно сравнить с “Гражданином Кейном”, но “Нефть” по мощи высказывания определенно в этом ряду. Взять хотя бы тему богоборчества! Это потрясающе сделано по всем кинодепартаментам. И, конечно, актерская игра за гранью гениальности — не только Дэниэла Дэй-Льюиса, но и остального каста».
Среди российских проектов респонденты выше всех оценили «Груз 200» Алексея Балабанова — он занял 17 место. Всего в топ-100 попали семь российских фильмов: помимо «Груза 200», в рейтинг вошли «Левиафан» (55 место), «Ночной дозор» (77 место), «Аритмия» (80 место), «Шапито-шоу» (82 место), «Возвращение» (85 место), «Елена» (98 место).
Если бы рейтинг составлялся не по балльной системе, а по количеству упоминаний, то топ возглавило бы аниме Хаяо Миядзаки «Унесённые призраками». Фильмы «Город бога», «Королевство полной луны» и «Портрет девушки в огне» также называли чаще других, но им не хватило 2-3 баллов, чтобы попасть в топ-100.
Павел Воронков, кинокритик: «Миядзаки, вместе с дель Торо вхожий в клуб современных сказочников, превратил древнее японское поверье о бабайках-киднепперах (а также опять-таки “Алису в Стране чудес”) в пронзительный рассказ о том, что с нами делает капитализм. Точнее, что мы сами с собой делаем, исповедуя капитализм. Кроме того, “Унесённые призраками”, как и весь остальной Миядзаки, — один из самых лайтовых вариантов вхождения в аниме (даже американские киноакадемики справились). После того как вас унесут тамошние призраки, домой возвращаться уже не захочется».
Проекту будет также посвящен спецвыпуск подкаста «Крупным планом», а на Яндекс Музыке появится плейлист с лучшими саундтреками из фильмов, попавших в топ-100. После полной публикации рейтинга в онлайн-кинотеатре вышла подборка фильмов из числа упомянутых в списке «100 великих фильмов XXI века». «Малхолланд Драйв», «Догвилль», «Старикам тут не место», «Паразиты», «Ла-Ла Ленд», «Олдбой», «Меланхолия», «Амели», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Всё везде и сразу» и другие фильмы в настоящий момент доступны для просмотра на Кинопоиске.