Обзор «Министерство неджентльменских дел» — новый легкий боевик Гая Ричи
Министерство неджентльменских дел — это фильм Гая Ричи. Ворвавшись на британскую киносцену в конце 90-х годов с такими грубыми и шумными криминальными фильмами, как «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш», Ричи провел последнее десятилетие, превратившись в режиссера-ремесленника. Это означает, что его последние фильмы, включая «Джентльмены», «Гнев человеческий» и другие лишены той энергичности и задиристой индивидуальности, которая когда-то определяла его творчество, но в то же время они грамотно сделаны и приятны для просмотра.
Когда-то такие фильмы могли снимать самые разные режиссеры. Однако в наши дни число режиссеров, работающих в Голливуде и обладающих таким старомодным, проверенным временем набором навыков, как у Ричи, удручающе мало. Немногие нынешние режиссеры среднего звена знают, как снимать боевики, которые дышат и двигаются так же хорошо, как он, и еще меньше знают, как сделать так, чтобы это выглядело так же легко, как у него. Это, безусловно, относится и к «Министерству неджентльменских дел», экшн-комедии о Второй мировой войне, которая не заходит так далеко, как могла бы, но оправдывает свои скромные ожидания.
Подход к сюжету «Министерства неджентльменских дел» заложен в первой же сцене: нацистский морской офицер поднимается на борт рыболовецкого судна, на котором, как ему кажется, находятся только двое мужчин — Андерс Лассен (Алан Ричсон) и Гас Марч-Филипс (Генри Кавилл), утверждающие, что они просто два давних друга на отдыхе. Когда нацистский офицер пытается запугать их, они смеются ему в лицо, и уже через несколько секунд они легко и жестоко расправляются с ним и всеми его немецкими солдатами на борту. Эта сцена лаконично определяет, что будет дальше в «Министерстве неджентльменских дел» — триллере, который не столько заинтересован в том, чтобы бросить вызов своим героям, сколько в том, чтобы раз за разом демонстрировать, насколько хорошо они справляются со своей работой.
Фильм был бы лучше, если бы он делал и то, и другое, но все равно можно получить удовольствие, наблюдая за тем, как его герои мастерски пытаются подорвать власть нацистской Германии на европейских водах в начале 1940-х годов, уничтожив судно с большим грузом припасов для подлодки U-boat. Для этого Гас и его команда должны незаметно проникнуть в контролируемый немцами порт в Северной Африке. Это задание гораздо проще выполнить, поэтому Гас нанимает Андерса, Фредди Альвареса (Генри Голдинг), Генри Хейса (Герой Файнс Тиффин) и Джеффри Эпплъярда (Алекс Петтифер), чтобы они помогли ему в этом. Команду также поддерживают Марджори Стюарт (Эйза Гонсалес) и мистер Херон (Бабс Олусанмокун), пара агентов под прикрытием, работающих в Северной Африке, а также бригадир Губбинс (Кэри Элвес), высокопоставленный британский чиновник, работающий непосредственно под началом Уинстона Черчилля (Рори Киннир).
Основанный на подлинной истории, которая была рассекречена совсем недавно, фильм «Министерство неджентльменских дел» благоразумно раскрывает все подробности о своих героях и их главной миссии в течение первых 10 минут. Благодаря лаконичному монтажу Джеймса Херберта и сценарию (авторы — Пол Тамаси, Эрик Джонсон, Араш Амель и Ричи), этот сверхэффективный акт позволяет блокбастеру среднего размера посвятить большую часть 120-минутного хронометража активным действиям героев по выполнению самого опасного задания в их жизни. Стремясь к тому, чтобы герои всегда казались крутыми и способными, фильм не всегда убеждает вас в том, что стоящие перед ними задачи настолько опасны, насколько они представляются. Тем не менее сюжет развивается в последовательном и быстром темпе, который не только отражает, но и усиливает непоколебимую уверенность главных героев.
Фильм воздерживается от развития большинства своих персонажей за пределами их первоначальных, ориентированных описаний. Марджори получила наибольшую глубину, поскольку ее попытки обмануть местного нацистского надсмотрщика дают возможность исследовать ее взгляд как еврейской женщины на войну и свою роль в ней. Временами бросается в глаза плоскость других персонажей фильма — в частности, когда от нас ждут, что мы поверим в предполагаемую глубину мгновенной дружбы между Гасом и Камбили Калу (Дэнни Сапани), связанным с преступным сообществом, который соглашается помочь ему и его команде справиться с их миссией. Однако большую часть времени фильм держится на обаянии своих исполнителей, в частности Кавилла и Ричсона, которые привносят в своих персонажей одинаково подаваемую и высоко ценимую энергию дикаря.
К счастью, у фильма, в котором они играют, достаточно веселья, чтобы компенсировать многие его недостатки. В фильме есть тенденция торопить события и позволять героям проходить через них, не встречая какого-либо грозного сопротивления, но способность Ричи визуально передавать географию и масштаб остается тем клеем, который держит все его работы вместе. Зритель ни разу не запутался в пространственном, хронологическом или повествовательном отношении к происходящему на экране, и этот постоянный уровень режиссерского контроля не дает «Министерству неджентльменских дел» скатиться в пустую чепуху.
Чем дальше продвигается его карьера, тем больше Ричи совершенствует свой уникальный стиль мускулистого, но экономичного кино, и здесь это особенно заметно.
В целом, «Министерство неджентльменских дел» хорошо вписывается в ряд последних фильмов Ричи. Он легче, чем, возможно, должен был бы быть, но не настолько невесом, чтобы полностью испариться в руках создателей. Вопреки тому, что обещает название, фильм мог бы стать более грязным и полнее охватить тьму, скрывающуюся под его сюжетом. Иногда, впрочем, все, что нужно фильму, чтобы сработать, — это заставить вас двигаться в одном ритме с ним. Фильм не только делает это, но и несет себя с достаточным стилем и энтузиазмом, чтобы склонить вас на свою сторону.
Фильм «Министерство неджентельменских дел» вряд ли теперь удастся посмотреть в кинотеатрах, но в мае кинокартина должна появиться на Кинопоиске.