От саундтреков к играм до дота-рэпа: влияние гейминга на музыкальную индустрию (maxresdefault 3 1)

Эксперты называют игровую индустрию спасением для музыкантов, объясняя, что прославиться через саундтрек к популярной игре — проще, чем работая музыкантом в кино. На первый взгляд кажется странным, но музыка из игр уже получает «Грэмми», а дота-рэп попадает в плейлист «Искра» с треками артистов, взлетающих, благодаря персональным рекомендациям Яндекс Музыки. Разбираемся, как видеоигры повлияли на музыку и какие новые жанры уже появились.

Как игры дали жизнь новым жанрам

Чтобы выяснить, откуда корни растут — вернемся в 80-е годы, когда видеоигры стали массовым феноменом. В то время услышать любимую панк группу в саундтреке было технически невозможно, а музыкальное сопровождение создавалось при помощи простых звуковых чипов, впоследствии ставших культовыми (например, SID). Они издавали особое ретро-звучание, которое в народе прозвали Chiptune. Сейчас это отдельный жанр электронной музыки, синтезируемой в режиме реального времени при помощи аудиочипов компьютера или игровой приставки.

Независимо от чиптюна в то же время возникает жанр 8-bit, в котором восьмибитные электронные звуки из игр сочетаются живыми инструментами. Так, свое развитие в девяностых получают два поджанра: Nintendocore и Bitpop. Начало нинтендокору положил вокалист пост-хардкор группы Horse the Band, который в шутку назвал стиль коллектива этим словом. Для жанра характерны инструменты и паттерны из рок-музыки в сочетании с синтезаторами и 8-битными семплами, а также скрим-вокалом. Позже инструментальная группа The Advantage, состоящая из двух студентов, вывела стиль в музыкальный мейнстрим, создавая рок-каверы на композиции из популярных видеоигр, а с развитием стриминговых сервисов этот жанр только увеличил свою аудиторию.

Bitpop, в свою очередь, выделялся необычным сочетанием 8-битных семплов, танцевального ритма и ненавязчивого вокала. В концепцию этого стиля легла жизнерадостность, которая проявлялась во всем — начиная с позитивной музыки, заканчивая яркой одеждой и обложками альбомов. Пионером жанра стал немецкий проект Welle: Erdball, в котором активно использовались звуковые чипы SID компьютеров Commodore 64, что сделало звучание группы узнаваемым.

Как игры заменили MTV

Наибольшее влияние на развитие музыкальной сцены оказало не возникновение нишевых жанров, а лицензирование музыкальных композиций. В 1983 году компания Midway впервые лицензировала треки рок-группы Journey для своей одноименной аркады, где игроку нужно было искать разбросанные по космосу инструменты, чтобы группа смогла дать концерт. Следующая игра с лицензированными композициями вышла только через 6 лет. Шутемап Xenon 2 Megablast запомнился игрокам перестрелками под хип-хоп Bomb the Bass. Ну а дальше уже история.

Начиная с 90-ых игры начали стремительно развиваться и понятие понятие «саундтрек» прочно вошло в обиход геймеров. В аркадных гонках Road Rash зазвучали треки Soundgarden, Monster Magnet и Swervedriver. Особенностью серии Wipeout стало лицензирование электронной музыки The Chemical Brothers, Orbital и Leftfield. А кикфлипы и бэксайды в симуляторе скейтбординга Tony Hawk’s Pro Skater эффектно исполнялись под панк-саундтрек Suicidal Tendencies, The Vandals и Dead Kennedys. Так, игры обзавелись запоминающимся звучанием, музыканты — новыми фанатами и путем заработка, а игроки — удобным способом открывать для себя новую музыку и жанры.

«Видеоигры стали тем, чем MTV и коммерческое радио когда-то были в 80-х и 90-х. Любая песня в FIFA — будь то новый трек от состоявшегося артиста или дебют неизвестного исполнителя – будет услышана по всему миру почти 1 млрд раз. Ясно, что ни один носитель в истории записанной музыки не может обеспечить такую массовую и мгновенную глобальную экспозицию» — рассказал президент музыкального подразделения Electronic Arts Стив Шнур.

Сегодня саундтреки FIFA рассматриваются как один из ведущих ежегодных шоукейсов для международных артистов, а масштабные трипл-эй проекты привлекают все больше молодых и неизвестных музыкантов. Разработчики Cyberpunk 2077 пригласили артистов со всего мира специально для записи песен внутриигрового радио.

Но игровая индустрия открыла новые возможности не только для артистов и музыкальных коллективов, но и для композиторов. Легендарный саундтрек Нобуо Уэмацу для Final Fantasy VII вышел в 1997 году на четырех дисках и его до сих пор переслушивают миллионы фанатов. Акира Ямаока активно исполняет музыку из Silent Hill на своих концертах. А песня Baba Yetu композитора Кристофера Тина, написанная для Civilization IV, выиграла «Грэмми» в 2011 году и доказала ценность игровых саундтреков всему миру. В 2022 году Американская национальная академия искусства и науки звукозаписи впервые ввела отдельную категорию награждения для саундтреков из видеоигр. По словам дирижера Чарльза Хэзлвуда, сегодня вероятность построить интересную реактивную карьеру композитора гораздо выше в видеоиграх, чем в киноиндустрии.

Как игры интегрировались в музыку

Если с интеграцией музыки в игры все понятно, то обратная волна, кажется, только начинает набирать обороты. Эту тенденцию можно проследить на примере российской хип-хоп индустрии, где артисты активно используют отсылки к популярным тайтлам и проявляют интерес к киберспорту. Ярчайшим кейсом стал Morgenstern (признан иностранным агентом) с клипом «Дуло», который набрал больше 100 миллионов просмотров на YouTube. В нем Алишер играет в боевой симулятор War Thunder и описывает геймплей в своем привычном стиле. Несмотря на то, что происходящее выглядит как очевидная рекламная интеграция, сам трек стал стриминговым хитом. Помимо этого, Моргенштерн участвовал в коллаборациях с мобильным шутером Free Fire, а популярные исполнители Slava Marlow и Элджей также выпустили по одному клипу об этой игре.

Менее ярким, но не менее интересным примером стал GONE.Fludd, который часто отсылался к платформеру Crash Bandicoot в своем творчестве, и выпустил стилизованный под игру трек «Crash Bash». Егор Крид записал хит, посвященный баттл-роялю PUBG, и представил клип «ГТА», в котором окружение стилистически копирует игру студии Rockstar. Также артист принимает участие в разных активностях, связанных с киберспортом, коллаборирует с известными игроками в CS:GO, среди которых s1mple и Zeus, участвует в шоу-матчах и даже планирует создать собственную киберспортивную организацию.

L’One – CS RAW

Любовь рэпера L’One к шутеру CS:GO вылилась в трек под названием «CS RAW», где артист продемонстрировал хорошую осведомленность в терминологии — «Вылетаем сплитом Б на фармилках, налегке». Исполнитель Feduk и вовсе стал особым гостем на турнире серии BLAST по CS:GO в Москве. Его трек «27» был выбран в качестве саундтрека мероприятия, а сам рэпер выступил на торжественном открытии. Также в рамках шоу-матча Feduk вместе с другими музыкантами поучаствовал в выпуске программы «Вечерний Ургант», где сыграл в CS:GO с профессиональным составом киберспортивной организации Virtus.pro. А троица рэперов PKHAT, Boulevard Depo и Yanix выпустила трек «AFK», который наполовину состоял из отсылок к CS:GO. В клипе исполнители выступили в роли бойцов в декорациях, напоминающих популярные карты из онлайн-шутера.

Отдельным столпом среди видеоигр, оказавших влияние на музыкальную индустрию, стоит Dota 2. Многомиллионное коммьюнити игры позволило молодым рэп-исполнителям достичь большой популярности только лишь за счет треков о Доте, что за последний год вылилось в новый поджанр — Дота-рэп. Сочетая текст с игровым лексиконом и простенький клауд-рэп инструментал, в начале 2022 года завирусился дота-рэпер shadowraze. По данным Яндекс Музыки, летом 2022 года пользователи сервиса чаще всего ставили на репит треки именно shadowraze. Дело не ограничилось единичным случаем — примерно в то же время выстрелил артист zxcursed. По статистике портала Genius он стал самым быстрорастущим музыкантом 2022 года, а shadowraze вошел в топ-10 рэперов по всему миру наряду с Kanye West, Future, Drake и Eminem.

От саундтреков к играм до дота-рэпа: влияние гейминга на музыкальную индустрию (IMG 7103 scaled)
Twinky

В конце года вдохновленная субкультурой гейминга исполнительница Twinky выпустила целый «Дота альбом». Ее песня «Кинь мне крест» завирусилась в Моей волне — системе персональных рекомендаций Яндекс Музыки и попала в плейлист «Искра». Дота определенно задала новый тренд отечественной хип-хоп сцены, но как долго он продержится нам только предстоит узнать. Может быть, в будущем музыкальную индустрию ждет волна треков по вселенной Genshin Impact или Fortnite.

Подпишись на ITZine в Дзен Новостях
Читай ITZine в Telegram
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии