Подготовка

Впервые о том, что SpaceX задумывается о большой грузовой ракете стало известно осенью 2005 года. Тогда в отчётах, которые Маск писал лично, была замечена идея сверхтяжёлой ракеты, способной доставлять на орбиту 25 тонн полезного груза.

В апреле 2011 года о Falcon Heavy было объявлено официально. Компания выпустила визуализацию будущего полёта, в которой гордо сообщалось про то, что ракета способна доставить 53 тонны на низкую опорную орбиту. Предполагалось, что первый тестовый запуск состоится в 2013 году. В SpaceX хотели реализовать идею, при которой остатки топлива из боковых ускорителей переливались бы в центральный. Это помогло бы увеличить вес полезной нагрузки корабля. К сожалению, компания решила, что пока нет целесообразности в реализации этой идеи.

«Falcon Heavy не похожа на Falcon 9, поэтому многие вещи нам пришлось просчитывать заново», — говорил летом 2017 года Илон Маск в ответ на вопрос о неоднократном переносе даты запуска. Тогда его отложили уже в восьмой раз. Во многом это происходило из-за невозможности провести испытания всех 27 ракетных двигателей. Не помог и крах девятой миссии SpaceX, который произошёл 28 июня 2015 года: тогда ракета-носитель была уничтожена спустя 139 секунд после запуска. Решив, что жизнь слишком легка, команда SpaceX приняла решение вернуть все три ускорителя на Землю для дальнейшего использования. Это также привело к отсрочке старта.

Однако, несмотря на все неурядицы, работа над ракетой-носителем, которая должна была стать самой грузоподъёмной с начала XXI века, продолжалась. В декабре 2017 года Илон Маск выложил в твиттер фотографии почти собранной ракеты-носителя, расположенной в ангаре космического центра Кеннеди.

Последний перенос мог состоятся уже из-за внешних причин: в конце января 2018 года Правительство США приняло решение о Приостановке работы. Из-за этого тестовый прожиг двигателей был смещён с 22 января на неизвестное время. Не было понятно, когда именно правительство возобновит работу. Прогнозы были неутешительны. Например, журнал Time говорил о возможном месяце. Но SpaceX повезло: Приостановка длилась всего 69 часов. Вечером 22 января был подписан документ о возобновлении работы. 24 февраля SpaceX успешно провела прожиг всех 27 двигателей Merlin-1D на стартовом комплексе LC-39A. По её итогам правительство США дало добро на запуск ракеты-носителя Falcon Heavy. Его назначили на 6 февраля.

Планируемый полёт Falcon Heavy должен был выглядеть так

Корабль

На стартовом комплексе LC-39A стояла похожая на первоначальный замысел, но в тоже время сильно отличающаяся от него, сверхтяжёлая ракета-носитель Falcon Heavy. Двигатели каждого из трёх ускорителей не составляли ровные квадраты 3 × 3, как это было показано в первой визуализации. Теперь это был ровный круг из восьми двигателей с одним в центре. И так на каждом из ускорителей.

Ракета стала больше, поскольку первоначальная версия Falcon 9 претерпела две реинкарнации, названные Falcon 9 v1.1 и v1.2. Полезная нагрузка также изменилась: вместо 54 тонн Falcon Heavy может доставить 63,8 тонны на низкую опорную орбиту, на Марс 16,8 тонн, а на Плутон — 3,5.

Все 27 двигателей Merlin 1D способны создать тягу, равную 22 819 кН на уровне моря и 24 681 кН в вакууме. После отделения первых ступеней в ход вступает вторая ступень. У неё всего один двигатель, конструктивно схожий с остальными. Его назвали Merlin 1D Vacuum. Предназначен он, как можно догадаться из названия, для работы в вакууме. Его номинальное время работы составляет 397 секунд, а максимальная тяга в пустоте равна 934 кН. Двигатель сконструирован таким образом, чтобы периодически запускаться во время полёта для коррекции курса и ускорения.

Пиар

Илон Маск не был бы Маском, если бы не придумал какую-то «фичу», которая точно должна была выстрелить. Фишка должна сработать так, чтобы о ней заговорили все. Она должна быть сродни его огнемётам, которые теперь называются «Не огнемёты».

И он сделал это. В качестве полезной нагрузки было решено отправить в космос личную Tesla Roadster Маска. И вот тут началось. У многих пользователей знатно подгорело от этого: как можно распылять 90 млн долларов на такую хрень? Об этом писали практически все, кому не лень: почитайте комментарии к любой новости про Falcon Heavy. Спорим, там точно будет кто-то, у кого бомбит от Tesla в носу корабля?

«Шоу должно продолжаться»! Кажется, под этой строчкой «Квиновской» песни Маск понимает троллинг, поэтому он и продолжился: какой автомобиль обходится без водителя? В этой «Тесле» он тоже есть! Это манекен, которого назвали Starman, отдав тем самым дань покинувшему нас жителю Марса Дэвиду Боуи. Именно так называлась песня, описывающая Зигги Стардаста — один из самых запоминающихся образов Боуи:

В небе ждёт звёздный человек,
Он бы хотел прийти и познакомиться с нами,
Но он думает, что снёсёт нам крыши.

Маск сообщил, что автомобиль окажется между Землёй и Марсом на гелиоцентрической орбите и будет там летать на протяжении миллиардов лет. Подумал он и про Стармэна: чтобы ему не было скучно, автомагнитола будет на «репите» крутить Space Oddity того же Боуи. К слову, Спейсмэна одели в скафандр, выпущенный SpaceX.

На одной из печатной плат автомобиля выгравировали надпись, мол, тот сделан на Земле специально для людей. Боуи не смог бы управлять этой «Теслой», увы.

Помимо прочего, в бардачок положили устройство Arch, созданное специально для сохранения какой-либо «информации во времени и пространстве», как говорится на сайте проекта. Сотрудники SpaceX записали туда серию романов «Основание» Айзека Азимова. В ней рассказывается про учёного, который предсказал гибель человечества. Он пытался спасти от неминуемого исчезновения человеческие знания.

К слову, пиар сработал. Трансляцию запуска одновременно смотрели 2,3 млн человек. Это стало вторым показателем одновременного просмотра одного и того же видео на хостинге. А эта новость стала одной из главных новостей года. Скажите, давно мы вот так вот обсуждали запуск какой-то ракеты в космос?

Запуск

6 февраля в 23:45 по московскому времени ракета-носитель Falcon Heavy взлетела. Запуск признали успешным. Два из трёх ускорителей вернулись на стартовую площадку, чем порадовали миллионов перфекционистов по всему миру: это синхронное приземление стоит того, чтобы бесконечно смотреть на эти две вещи:

Однако во время трансляции кто-то услышал фразу «Мы потеряли третий ускоритель». Подробности стали известны спустя несколько часов: из-за нехватки топлива два из трёх двигателя не запустились. Ускоритель не успел затормозить и приводнился на скорости 483 км/ч в 90 метрах от баржи «Of Course I Still Love You». Обломки уничтожили два двигателя баржи.

Не по планам пошёл и полёт «Теслы»: вместо гелиоцентрической орбиты она улетела по эллиптической в пояс астероидов между Марсом и Юпитером. Один из инженеров проекта New Horizon посчитал, что автомобиль вряд ли там продержится миллиарды лет. Максимум — несколько десятилетий.

Итоги

Илон Маск — великий шоумен. Также он отличный менеджер, отвечающий, пусть и с небольшим опозданием, за свои слова. Вероятно, именно его компания сможет начать колонизацию и терраформирование Марса. А значит, нам точно будет, куда сойти.

Подписывайтесь на наши соц.сети, канал IT Zine в Telegram.
А также на канал ForGeeks