США обвинили Apple в монополии: что это значит и что будет дальше
Чтобы понять, насколько сильно новый иск правительства США бьет в самое сердце той идентичности, которую создала для себя компания Apple, давайте сначала рассмотрим ее фанатов. Apple занимает уникальное положение как технологический бренд, и те, кому он нравится, относятся к нему с огромной симпатией. В свое время я побывал на многих мероприятиях Apple, как виртуальных, так и личных, и одна вещь, которая всегда заставляет нас, журналистов, поднимать бровь, – это аплодисменты и радостные возгласы аудитории каждый раз, когда объявляется новая функция, неважно, насколько маленькая или постепенная.
Когда новый продукт поступает в продажу, сотрудники Apple выстраивают почетный караул у магазинов и аплодируют первым покупателям, некоторые из которых заранее разбивают лагерь на несколько часов и тратят тысячи долларов (кто еще может позволить себе брать 3500 долларов за гарнитуру VR?). Люди делают татуировки с отличительным логотипом Apple в виде фрукта. Символы Windows, Google и ChatGPT менее популярны.
«Apple – это как странный наркотик, от которого просто невозможно оторваться», – написал Леандер Кейни в своей книге 2006 года «Культ Mac».
Именно этот «странный наркотик» или «магический опыт», как выразилась Apple в своем заявлении в четверг, сейчас находится под огнем. На момент написания статьи стоимость компании составляет 2,6 триллиона долларов. По оценкам аналитической компании CCS Insight, 72 % смартфонов, купленных только в Северной Америке за последние три месяца 2023 года, были iPhone. Samsung занял 25 %, оставив лишь 3 % для всех остальных участников рынка телефонов. Одним из главных аргументов в пользу Apple является ее внимание к конфиденциальности и безопасности. Но вопрос в том, удастся ли ей добиться этого, отгородившись от конкурентов.
Технологический гигант создал незаконную монополию на рынке смартфонов, говорится в обширном иске Министерства юстиции США, поданном в четверг. Apple регулярно блокирует веб-трекеры, которые раздражают пользователей, но также являются важным источником дохода для других цифровых компаний. Кроме того, компания работает в режиме «огороженного сада». Это означает, что все продукты Apple работают без сбоев, а каждое приложение, способ оплаты и обновление операционной системы проходит проверку и утверждается техническим гигантом. По сути, это закрытая экосистема, что обеспечивает ее безопасность. Разработчики негодуют, что им приходится платить за вход, а также следовать строгим правилам Apple: но Apple утверждает, что взамен они получают доступ к огромному рынку потенциальных клиентов.
Платформа потоковой музыки Spotify и компания Epic Games, создающая Fortnite, стали двумя крупнейшими коммерческими именами, которые выступили против этого. Fortnite была удалена из App Store: Spotify не пошел так далеко, возможно, потому, что у него миллионы подписчиков на iPhone. Крупнейший соперник Apple в области смартфонов – Android от Google, который является гораздо более масштабным проектом. Его операционная система должна работать на десятках различных устройств, выпускаемых разными производителями на протяжении многих лет. В результате она предлагает потребителям больший выбор – и неизбежно менее безопасна.
Министерство юстиции США (Минюст) – не единственная инстанция, решившая присмотреться к уникальному положению Apple. Уже дважды технологический гигант с большой неохотой распахивал свои ворота – и оба раза причиной тому был Европейский союз. Недавно компания Apple была вынуждена открыться для других магазинов приложений в Европе. Она сделала это очень нерешительно, с множеством предупреждений о зле, скрывающемся за пределами ее собственного цифрового рая. До недавнего времени iPhone даже не использовал тот же кабель для зарядки, что и почти все остальные – для большинства моделей требовался специальный кабель Lightning. Но Евросоюз вводит единые правила для зарядных устройств, и Apple теперь продает адаптеры для кабеля Lightning, а также переводит свою последнюю модель на более распространенный порт USB-C.
Однако у Минюста нет такой же власти. Это будет судебный процесс, в котором Apple придется убеждать судью, а у неё не очень успешный послужной список в этом деле. «Последний раз американский суд признал крупную технологическую компанию виновной в монополизации в 2001 году (Microsoft), – отмечает Анн Витт, профессор права в бизнес-школе EDHEC во Франции. Речь шла о доминировании веб-браузера Internet Explorer от Microsoft, который был установлен по умолчанию на миллионах машин под управлением Windows». Однако стоит помнить, что Apple не держит своих клиентов в заложниках, заставляя их идти в ее объятия.
«В каждом деле против Apple ее пользователи изображаются как потребители без свободы воли. Мне очень трудно с этим согласиться, – заметила Каролина Миланези из аналитической компании Creative Strategies, специализирующейся на технологической индустрии. У меня есть друзья с айфонами, которые отвергли «хлопоты» по переходу на другой бренд, даже если им нравится, как выглядит что-то другое».
Но это не значит, что Apple активно препятствует им – хотя случайное замечание, сделанное однажды генеральным директором Тимом Куком, теперь снова его укусило. Один из репортеров в интервью упомянул, что не смог поделиться видео со своей мамой, у которой был другой телефон. «Купите своей маме iPhone», – пошутил генеральный директор Apple.
Apple пообещала «энергично» бороться с иском и отрицает претензии.