Всё о FOTA — обновления «по воздуху» для автомобилей Renault
Автомобили становятся сложнее и интерактивнее, число сетевых служб в них растет, и недавно они научились получать обновления дистанционно. Это революционная технология, за счет которой Renault стремится укрепить свои позиции в сфере ИТ-решений для автомобильной промышленности. Достаточно коснуться сенсорного экрана мультимедийной системы — и все готово! Это не волшебство, это FOTA. Эдуард, менеджер проекта FOTA, рассказывает о технологии, которая изначально была разработана для смартфонов, а сегодня начинает широко применяться уже и в автомобилях.
Число сетевых служб в автомобилях растет, с каждым новым поколением они становятся все более адаптивными и интуитивно понятными. Как и в смартфонах, операционная система, управляющая мультимедийной системой, может получать регулярные обновления: исправления и улучшения для развлекательной системы, а иногда и новые функции. Компания Software Factory, входящая в Renault Group, специализируется на разработке программного обеспечения и серьезно занимается этой задачей. В начале 2020 года она запустила проект Renault FOTA («обновление по воздуху»), который позволяет автомобилям Renault Group получать свежее ПО дистанционно.
Содержание
Меньше забот
Благодаря мультимедийной системе Renault EasyLink, технология FOTA доступна на многих автомобилях в линейке Renault (ZOE, Clio, Captur, Megane, Twingo, а в России – на Arkana, Kaptur и Duster), что значительно упрощает совершенствование бортовой операционной системы и установку исправлений. Она также обеспечивает безопасность автомобиля на максимально возможном уровне. Но это не все. Поскольку теперь все эти операции можно осуществлять удаленно, владельцу автомобиля больше не нужно ездить в дилерский центр. Это экономит время и облегчает жизнь клиентов. А производители могут быть уверены, что теперь число автомобилей со свежим ПО будет больше, чем раньше, когда приходилось обращаться к техническим специалистам.
«Благодаря новой технологии обновленное ПО будет у 85–90% автомобилей. В прошлом, когда за установку отвечал дилер, этот показатель достигал в лучшем случае 60%«, — отмечает Эдуард.
Еще одно преимущество в том, что в большинстве случаев обновления устанавливаются незаметно для владельца. Ведь FOTA означает буквально «по воздуху», то есть через телефонную сеть GSM.
«Если конкретнее, обновления загружаются в фоновом режиме, и после подготовки к активации, когда водитель глушит двигатель, на экране мультимедийной системы появляется запрос на установку. Владельцу достаточно подтвердить его, и процесс запустится автоматически», — объясняет Эдуард.
По сути, от водителя требуется только принять запрос. Иногда в ходе установки в автомобиле на несколько минут блокируется возможность движения.
Больше безопасности
Эдуард добавляет: «Безопасность — это важное условие для дистанционного обновления. Необходимо защитить этот канал связи, чтобы не допустить утечки данных или даже перехвата управления над автомобилем».
Технология FOTA в автомобилях Renault гарантирует владельцу конфиденциальность без необходимости проходить проверку подлинности. Она полностью соответствует Общему регламенту ЕС по защите персональных данных (GDPR). Значит, информация, собираемая в автомобиле, всегда остается анонимной.
Новые функции
Обновления FOTA охватывают широкий диапазон функций автомобиля. Например, через них может передаваться новый контент и приложения и даже оптимизироваться интерфейс навигатора. Кроме того, с их помощью можно корректировать работу систем помощи водителю и других функций, связанных с вождением, например рулевой системы и тормозов.
Иногда обновления привносят новые возможности в операционную систему. Например, можно вспомнить о функциях планирования поездки и передачи состояния зарядки Remote Charge, которые уже доступны на некоторых автомобилях в линейке Renault (Captur, ZOE, Twingo и Megane). Теперь в интерфейсе службы, которая помогает находить доступные зарядные терминалы поблизости, в начале и конце цикла зарядки могут отображаться уведомления. Технологию FOTA также можно использоваться для таких функций, как автоматический поиск зарядных терминалов для электромобилей в дальних поездках, настройка режимов MULTI-SENSE, изменение атмосферной подсветки, настройка ярлыков на телефоне, разблокировка дверей с помощью смартфона и другие функции, работающие через WiFi-подключение.
После первого внедрения технологии FOTA на автомобилях Renault прошло немногим более года, но она уже прекрасно себя зарекомендовала — на более чем 700 000 автомобилей было установлено около 1 000 000 обновлений.
На пути к «настраиваемому» автомобилю?
В 2024 году в Европе вступают в силу новые нормативные требования, в соответствии с которыми производители должны будут обеспечить безопасность этой технологии. «И здесь Renault находится в выигрышном положении, поскольку мы уже им соответствуем«, — говорит Эдуард.
Новый Megane E-TECH Electric, премьера которого состоялась на Мюнхенском автосалоне 2021, получит технологию FOTA следующего поколения с рядом дополнительных возможностей для обновления систем. Например, можно будет менять заставку при запуске бортового компьютера, настраивая световые и звуковые эффекты. Для экрана OpenR и мультимедийной системы OpenR Link будет регулярно предлагаться новое ПО, оптимизирующее их работу. Это коснется и системных компонентов Google. Например, Google Assistant будет получать обновления FOTA, включая поддержку новых языков и возможность фильтрации результатов GPS-поиска. Так, при поиске зарядных станций поблизости водитель может с помощью голосовых команд выбрать из результатов только экспресс-зарядку или терминалы, где поддерживаются конкретные способы оплаты.
В течение своего жизненного цикла новый Megane E-TECH Electric будет получать обновления для систем помощи водителю и других бортовых систем. Возможно, однажды это поможет увеличить время работы от аккумулятора. А может, финальным этапом развития технологии FOTA является рождение «настраиваемых» автомобилей? Это такие автомобили — их еще называют «обновляемыми» — которые могут предлагать новые функции