Honda и Nissan рассматривают слияние: спасение Nissan или шанс для роста?
Японские автопроизводители Honda и Nissan обсуждают возможность более тесного сотрудничества, включая потенциальное слияние. Если сделка состоится, это объединение создаст третьего по величине автопроизводителя в мире с годовым объёмом производства 7,4 миллиона автомобилей и общей оценочной стоимостью в $54 миллиарда, уступая только Toyota и Volkswagen.
Содержание
Почему компании обсуждают слияние?
Honda и Nissan уже сотрудничают в разработке электромобилей с марта 2023 года. Однако финансовые трудности Nissan и рост конкуренции со стороны Tesla и китайских автопроизводителей, таких как BYD, вынуждают компании углублять партнёрство. Nissan недавно объявила о плане экономии $2,6 миллиарда, который включает сокращение 9,000 рабочих мест и 20% производственных мощностей по всему миру.
Падение продаж в Китае и США привело к снижению прибыли компании на 85% во втором квартале 2023 года. Эти проблемы делают сотрудничество с более стабильной Honda особенно актуальным.
Финансовые последствия и реакция рынка
Акции Nissan выросли на 24% после появления новостей о возможном слиянии, тогда как акции Honda снизились на 3%. Это отражает восприятие сделки как преимущественно направленной на поддержку Nissan. Mitsubishi Motors, где Nissan владеет 24% акций, также продемонстрировала рост почти на 20%.
Honda, чья рыночная капитализация составляет $43 миллиарда (в четыре раза больше, чем у Nissan), также сталкивается с вызовами. Как отмечают аналитики, её финансовые потоки могут ухудшиться в следующем году, а успех в сегменте электромобилей остаётся ограниченным.
Возможности и вызовы объединения
Потенциальное слияние может предложить следующие преимущества:
- Снижение затрат: совместное использование производственных мощностей и технологий поможет сократить расходы.
- Конкуренция с Toyota: создание «второй оси» против Toyota может оживить японскую автомобильную промышленность, которая сталкивается с растущим давлением со стороны китайских и американских конкурентов.
- Инновации в EV: объединение усилий в разработке электромобилей может ускорить выход на рынок конкурентоспособных моделей.
Тем не менее, слияние также сталкивается с серьёзными препятствиями:
- Различие корпоративных культур: Honda славится своей ориентацией на технологии и силовые агрегаты, тогда как Nissan находится в нестабильной позиции, что может вызвать внутреннее сопротивление слиянию.
- Регуляторное давление в США: администрация США может ужесточить контроль за сделкой, требуя уступок для одобрения.
- Сложности интеграции: прошлые примеры слияний в автомобильной индустрии часто не приносили ожидаемых синергий.
Альтернатива слиянию
Кроме слияния, обсуждаются варианты создания холдинговой компании или расширенного сотрудничества между Honda, Nissan и Mitsubishi. Французский автопроизводитель Renault, который является крупнейшим акционером Nissan, также выразил готовность рассмотреть сделку.
Интерес к Nissan проявляли и другие компании. Например, тайваньская Foxconn, известная как производитель iPhone, предлагала выкупить контрольный пакет акций Nissan, но получила отказ.
Что это значит для японской автомобильной индустрии?
Объединение Honda и Nissan может стать ключевым шагом для оживления стагнирующей японской автопромышленности. Конкуренция с Toyota, Tesla и китайскими автопроизводителями требует от компаний адаптации и снижения затрат.
Однако аналитики предупреждают, что потенциальные выгоды от слияния проявятся только в долгосрочной перспективе, а различия в стратегиях компаний могут ограничить успех сделки.