Обзор Mu Cartographer: исследуем неисследуемое
Mu Cartographer — это одна из тех игр, про которые практически невозможно писать без спойлеров. Это пазл игра от начала до конца, и самым большим секретом является вопрос: “Как в это играть?”. Но давайте все-таки попробуем разобраться.
Содержание
Игровой процесс
Легче всего сравнить начало игры в Mu Cartographer с первым запуском программы вроде Adobe Premiere. По центру имеем некую карту, вокруг различные ползунки да кнопки, а что дальше со всем этим делать – черт знает. Никаких тебе обучений, никаких подсказок: тыкай, пробуй, и сам разбирайся, как что работает. По крайней мере, кнопок не так уж и много, а ведь разработчик Титуан Милле поначалу хотел добавить гораздо больше!
На деле все проще, чем может сперва показаться. С помощью различных настроек, мы можем регулировать эту карту, меняя ее цвет, структуру, высоту, масштаб, расположение и так далее. Впрочем, не могу с полной уверенностью говорить, что разобрался во всех тонкостях системы игры, даже пройдя ее до конца. Хорошо это или настораживает — решайте за себя.
Сам разработчик видел игру не только как пазл, но и песочницу. Песочницей является как раз редактор ландшафта, в то время как история является скорее оправданием для открытия особых инструментов и различных секретов. С одной стороны, я не могу утверждать, что задумка не оправдалась: наблюдать за “плавающим” ландшафтом бывает довольно занимательно, а непостоянность исследуемых территорий, в сочетании с различными цветовыми параметрами, дает фантазии вдоволь разгуляться.
Часто бывает трудно сказать, исследуешь ли ты безлюдные каньоны, глубины океана или поверхность невиданной планеты. И все же, как это часто бывает с процедурной генерацией, довольно быстро все эти пейзажи начинают сливаться воедино. Даже просматривая опубликованные в Твиттер скриншоты, становится очевидно, что уникальные секретные локации оставили куда большее впечатление на игроках, нежели однообразные панорамы.
История
История оказалась довольно приятным сюрпризом. Мне она сильно напомнила работы Говарда Лавкрафта. Но говорю я отнюдь не о знаменитом кальмароголовом. С той популярностью, которую обрели древние боги, грибные инопланетяне и рыбные люди, многие, кажется, стали забывать, что у папаши космического ужаса были произведения и другого содержания. Основным фокусом автора и его работ были вовсе не гротескные чудовища, а столкновение ученого ума с феноменами, выходящими за всякие рамки человеческого понимания. Ужас далеко не всегда заключался в непосредственной опасности для главного героя. Некоторые персонажи даже умудрялись выходить сухими из воды. Кошмар заключался осознании человека, возомнившего себя вершиной мироздания, совершенно жалким, никчемным, глупым существом, абсолютно беспомощным перед тайнами вселенной. Так вот, Mu Cartographer как раз про это. Игра даже заимствует структуру повествования Лавкрафта, где общая картина начинает вырисовываться из отдельных кусочков истории. Да, Лавкрафт делал так еще до System Shock и Amnesia — именно поэтому его работы так хорошо прижились в игровой среде.
К чему можно придраться
Хоть освоение механик и является главной целью игры, процесс обучения бывает все-таки чересчур непонятным. Вопрос “Делаю ли я что-то так или не так?” возникает чаще, чем хотелось бы. Понятие обратной связи в игре сведено к минимуму. Знаете такие пазл-мозаики, где большую часть рисунка занимает небо, пустыня, океан или другой однородный пейзаж? Вот и прохождение Mu Cartographer ощущается примерно так же: только под конец что-то начинает вырисовываться, а поначалу просто смотришь на эту горку одинаковых кусочков и не понимаешь, что тебе вообще с этим делать и что должно получиться.
Отмечу и то, что игра не всегда бывает последовательной. Порой одни и те же действия могут приводить к разным результатам и наоборот. Я бы не сказал, что это сильно мешает прохождению игры, но определенно может сбить с толку несколько раз. При этом, от самого игрока ожидается предельная точность действий. Приходится двигать параметры буквально на доли миллиметра, чтобы добиться нужного результата. Иногда даже кажется, что ты что-то неправильно делаешь, а нет — нужно просто продолжать дергать ползунки.
Итоговое впечатление
Жаль, насколько мало про эту игру говорили даже на момент ее выхода. Ведь Mu Cartographer демонстрирует, что вариативность геймплея вовсе не ограничена “симуляторами убийств” и “симуляторами ходьбы». Это конечно не «Papers, Please» или «Her Story», но внимания тоже заслуживает. Не покидает чувство, что игра могла бы быть чем-то большим: в Mu Cartographer полно неплохих идей, но почти все они кажутся сыроватыми. Было бы интересно посмотреть на сиквел или духовного наследника. Впрочем, когда игра не успевает надоесть от переизбытка контента – это тоже хорошо, а свою скромную цену Mu Cartographer вполне оправдывает.
P. S. В игре есть несколько опциональных секретов, которые вы можете пропустить даже пройдя всю историю. Если вам интересно, можете попробовать их поискать с помощью открывшихся под конец возможностей. В то же время, если вам не особо хочется продолжать “охоту за сокровищами”, то ничего особо важного вы тоже не потеряете.