Обзор Scanner Sombre: ищем свет в конце тоннеля (ss 9bd33d762249e62f46dc3afa5d3dd0bd43ca0d96.1920x1080)

Есть такие игры, которые далеки от звания классики или даже от звания “хорошей игры”, но с которыми все равно интересно ознакомиться. Сегодня я предлагаю как раз такую игру — Scanner Sombre. 


Обзор Scanner Sombre: ищем свет в конце тоннеля (20210404213050 1)

Что такое Scanner Sombre

Обзор Scanner Sombre: ищем свет в конце тоннеля (20210404175733 1)

Scanner Sombre — это симулятор ходьбы 2017 года выпуска, разработанный Introversion Software. Студия в основном известна своими хитами DEFCON и Prison Architect, хоть и про другие ее игры — Uplink и Darwinia — вы тоже могли слышать. Если вышеперечисленные проекты вам знакомы, вы уже могли заметить одну любопытную вещь — все предыдущие работы студии больше опирались на геймплей, нежели на историю. Действительно, Scanner Sombre был нестандартным для студии проектом. 

Обзор Scanner Sombre: ищем свет в конце тоннеля (20210404233141 1)

Однако, профиль студии все равно показал свое влияние. В отличие от большинства симуляторов ходьбы, где игровой процесс сведен к абсолютному минимуму, здесь он все таки есть, и не самый типичный. По ходу игры, мы исследуем древнюю пещеру. Причем начинается действие уже на порядочной глубине. Как и следует полагать, в пещере очень темно и абсолютно ничего не видно. Ну, почти ничего. 


Путешествие сквозь бездну

Обзор Scanner Sombre: ищем свет в конце тоннеля (20210404175921 1)

Тут-то и заключается главная фишка игры — вместо типичного фонарика или света луны, на помощь приходит LIDAR сканер. Подобно эхо-локации, мы обстреливаем свое окружение лучами сканера и получаем грубое изображение находящегося перед нами пространства.

Обзор Scanner Sombre: ищем свет в конце тоннеля (20210404180119 1)

Только от самого игрока зависит как много он видит. Можно освещать пространство по минимуму, чисто чтобы хватало видимости пройти вперед. Можно исследовать каждый уголок пещеры и не останавливаться, пока вся комната не обретет форму и не раскроет вам свои секреты. А можно вообще не пользоваться сканером и идти вслепую — это будет довольно трудно и бессмысленно, но возможно. 


Обзор Scanner Sombre: ищем свет в конце тоннеля (20210404203459 1)

Подобная система не только дает игроку некоторую свободу и более активную роль в исследовании пещеры, но и служит отличным способом спрятать секреты, которые заметят только внимательные игроки. Сами же лучи создают вокруг завораживающую картинку, будто ходишь среди звезд.

Обзор Scanner Sombre: ищем свет в конце тоннеля (20210404203613 1)

Что еще довольно необычно — геометрия уровней не перекрывает огоньки сканера. Или, если говорить по человечески: даже покинув локацию, вы продолжаете ее видеть. То есть вы всегда можете просто обернуться назад и разглядеть весь путь, что проделали до сих пор.


Обзор Scanner Sombre: ищем свет в конце тоннеля (20210404203448 1)

Также стоит отметить, что по ходу игры нам будут встречаться несколько модификаций для сканера, каждая из которых делает исследование более эффективным. Эти апгрейды хороши также тем, что придают игре хоть какое-то чувство прогрессии. 

Обзор Scanner Sombre: ищем свет в конце тоннеля (20210404203548 1)

Пока мы говорим о плюсах, хочется также отметить замечательный звук. Даже без картинки перед глазами, ты буквально чувствуешь что происходит вокруг тебя. Вон там капает вода, тут камни осыпались, здесь дует ветер, а прямо под ногами хлюпает жидкая грязь. Таким образом, абстрактная визуализация Scanner Sombre играет ей на руку, помогая воображению разгуляться и достроить картинку окружения самостоятельно. Так что играть советую в наушниках. А если хотите максимальной иммерсии, игра даже доступна в VR для Oculus Rift и Vive. 

Проблемы с историей

Обзор Scanner Sombre: ищем свет в конце тоннеля (20210404205554 1)

На этом, пожалуй, плюсы и заканчиваются. Теперь пора поговорить о том, где игра напортачила, начиная с истории. Сюжет Scanner Sombre не то чтобы совсем плохой, но он никакой. Говорили бы мы про шутер, платформер, стратегию, симулятор, или любую другую игру с фокусом на геймплей — проблем бы не было. Но для симуляторов ходьбы хорошая история все-таки очень важна. А тут она пляшет где-то между “уже видели множество раз” и “довольно плохо”. Становится очевидно, что нарративная игра была для команды откровенно в новинку. На мой взгляд, главной проблемой проекта оказалось то, что разработчики не определились с героем. Ведь на самом деле их здесь два: наш протагонист и сама пещера. 

Обзор Scanner Sombre: ищем свет в конце тоннеля (20210404205206 1)

Никоим образом не хочу сказать, что подобный дуэт невозможно воплотить. Silent Hill 2 подарила нам как одно из самых глубоких исследований героя в видеоиграх, так и одну из самых “живых” игровых локаций. Но секрет этой легендарной игры состоял в том, что герои влияли друг на друга. Джеймс и туманный город все время находятся в своего рода диалоге и с каждым новым действием раскрывают друг друга с новой стороны. 

Обзор Scanner Sombre: ищем свет в конце тоннеля (20210404204209 1)

Scanner Sombre, в свою очередь, делает ровно наоборот. По большей части, история пещеры и протагониста обособлены друг от друга. Более того, из-за этого отсутствия фокуса, обе истории оказываются недоработанными.

Обзор Scanner Sombre: ищем свет в конце тоннеля (20210404181003 1)

Я умолчу про некоторые детали сюжета, но по большей части, мы так и не узнаем про главного героя более того, что он ну очень сильно хотел изучить эту пещеру. И все. Схожее касается и самой пещеры. Вместо исследования таинственного места, мы просто попадаем на экскурсию: приходим в помещение, выслушиваем сухие факты о том, что здесь происходило, и скороспешно идем дальше.

Обзор Scanner Sombre: ищем свет в конце тоннеля (20210404205814 1)

Поначалу игра интригует нас различными тайнами, но затем становится все очевиднее, что игра вовсе не заинтересована в исследовании своих секретов. Разработчики развесили по всей пещере с десяток ружей Чехова и ни одно из них так никогда и не стреляет. 

Обзор Scanner Sombre: ищем свет в конце тоннеля (20210404232830 1)

Именно от этой неразберихи происходят и проблемы с тоном. Под конец так и не понятно, что ты должен чувствовать. Из-за того, что герой говорит почти исключительно о пещере, про него мы так ничего особо и не узнаем, чтобы начать сопереживать. А для истории пещеры, узнанная нами информация оказывается слишком поверхностной. 

Упущенные возможности

Обзор Scanner Sombre: ищем свет в конце тоннеля (20210404214702 1)

Обидно то, что из Scanner Sombre все таки могла бы получиться интересная игра, если бы разработчики уделили больше внимания тому, что у них получается хорошо — геймплею. Но и тут они тоже напортачили. Ну, напортачили — не совсем то слово. Скорее, у игры есть огромный неосуществленный потенциал. 

Обзор Scanner Sombre: ищем свет в конце тоннеля (20210404232805 1)

Дело в том, что симуляторы ходьбы могут существовать без истории. Proteus — явное тому доказательство. Но для этого их должно быть интересно исследовать. Scanner Sombre была близка к этому, но ее фокус на сюжете все только испортил. Желая рассказать линейную историю, пещера игры также сделана абсолютно линейной кишкой. И хотя уникальная механика LIDAR сканера позволяет прятать различные секреты от глаз невнимательных игроков, это никогда не используется для чего-то существенного. Эти небольшие секреты нагоняют атмосферы, но не дают никакой новой информации.

Обзор Scanner Sombre: ищем свет в конце тоннеля (20210404210041 1)

Другими словами, нет никакого толка возвращаться в игру после ее прохождения. Здесь нету боев, диалогов или пазлов. Вы не можете пойти каким-то альтернативным путем, не можете найти “недостающих фрагментов головоломки”. И хотя некоторые детали наверное возможно упустить, все основные события и достопримечательности игры вы все равно почти наверняка увидите. Да и вряд ли кто на первом прохождении будет нестись сломя голову к выходу. 

Обзор Scanner Sombre: ищем свет в конце тоннеля (20210404224737 1)

Из Scanner Sombre мог бы получиться интересный симулятор, если бы от нас требовалось исследовать реалистичный лабиринт подземных пещер, полный тупиков, перекрестков, обрывов, узких ущелий и прочих сложностей, с которыми сталкиваются настоящие исследователи. Она также могла бы быть прекрасным мистическим детективом, в котором нам бы пришлось тщательно исследовать каждый уголок, чтобы найти все секреты и раскрыть тайны таинственной пещеры. В нынешнем же виде, игра предлагает слишком мало интересного контента.

Обзор Scanner Sombre: ищем свет в конце тоннеля (20210404233123 1)

Следует также добавить, что на прохождение игры у вас уйдет полтора-два часа. Однако это даже хорошо, так как даже при такой короткой длине, интерес ближе к концу начинает затухать.

На заметку

Обзор Scanner Sombre: ищем свет в конце тоннеля (20210404200614 1)


Чтобы не заканчивать на негативной ноте, хочу под конец отметить, что игра служит отличным примером хитроумного визуального оформления. По ходу прохождения, я все гадал почему на стенах порой были видны странные узоры. Сначала думал, что это какая-то загадка, но ответ оказался гораздо проще. В меню игры я наткнулся на ранний прототип, который команда сконструировала для показа на выставке. И там были некоторые хорошо освещенные локации. Как оказалось, сама графика в игре прямо таки паршивая. Игры начала двухтысячных передают привет.

Обзор Scanner Sombre: ищем свет в конце тоннеля (20210404234215 1)

Точно сказать, использовали ли разрабы такую графику потому, что все действие проходит в кромешной темноте или на то были другие причины — трудно. Но факт остается фактом — несмотря на то, что игра “уродливая” в техническом плане, благодаря уникальному визуальному оформлению, Introversion Software сделали ее очень красивой. 

Выводы о Scanner Sombre

Обзор Scanner Sombre: ищем свет в конце тоннеля (20210404233426 1)

Стоит ли вам покупать и играть в Scanner Sombre? Сложный вопрос. 2 часа однообразного геймплея с посредственной историей и практически нулевой реиграбельностью. Да и прямо скажем, концепт исследования невидимого пространства не является настолько уж оригинальным. Еще аж в 2012 году вышел The Unfinished Swan, а затем были Beyond Eyes 2015 года и Perception того же 2017 года выпуска, что и сама Scanner Sombre. И все же, я нахожу игру довольно любопытной, уникальной и визуально интересной. В некотором смысле, она все равно единственная в своем роде. Думаю, я мог бы посоветовать купить ее по скидке. Впрочем, она и так стоит довольно дешево. 

Подписаться
Уведомить о
2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии